Экстрим с мотором

Прошли зимние месяцы, в течение которых полетать с мотором не получалось, и вот в апреле 2007 после пятимесячного перерыва открыли новый лётный сезон. Первые же полётные дни доставили всю порцию недополученного за зиму адреналина.

Вечер. Кучево-слоистые серые низкие облака двигались с юго-запада (облачность – 7…8 баллов). Ветер у земли был вроде несильный, 3…4 м/с, стартовал прямым стартом, но после взлёта начало очень ощутимо раскачивать. Углы отклонения от вертикали были около 30 градусов, т.е. размах колебаний был до 60°. Потерпев 2 мин, я, видимо, влетел в тепловой пузырь на высоте 50м. Набор + 4,2 м/с, и за 4 сек, пробив его, и выйдя на высоте 70м, я решил, что это не нужно и пошёл на посадку. Переждав какое-то время (у земли дуло также не явно сильно), я решил испытать новый самодельный винт и взлетел ещё раз. Та же болтанка, винт "испытан", и тут ещё получил испытание и крылу: асимметричное 30%-подскладывание. Вышел "на автомате" грамотно ("помнят руки-то!" летние полёты в Крыму прошлого года, в жёсткую термичку, разумеется без мотора), сразу заглушил мотор и сел нормально в точке старта. Близился закат, ветер вроде стихал, и я взлетел ещё раз. Эксцессов не было, но раскачивало так же неприятно. Закончим на сегодня.

В следующий выходной пошли на полёты с утра. Погода – почти копия прошлых дней, только облачность чуть слабее. Но так сильно хотелось летать, после "пешеходной" зимы, что я взлетел. Старт, как обычно прямой, для обратного скорости ветра у поверхности было недостаточно. Раскачивало вроде слабее прошлого раза, и я полетал минут пять, но устав от напряжения, приземлился, и решил подождать. Вдруг впереди вижу колонну школьников, человек сто (!), которых вели, видимо, на какую-то экскурсию, или что-то подобное. Идут через поле пересекающим курсом. Ну, думаю, сейчас меня заметят, рванут любопытствовать, и затопчут и меня, и, что страшнее, и крыло, и мотор (:-)).

Ветер вроде не усиливался, и я, решив спасти от разгрома свою технику, а заодно показать детям её во всей красе, стартую прямо на колонну. Однако при прямом старте так рвануло крыло назад, что я чуть не показал им "черепаху". Стабилизировав и выровняв крыло, даю полный газ и начинаю подъём перед колонной. Угол подъёма траектории относительно земли был, наверное, около 60 градусов, болтает заметно сильнее. Набрав около 60м, делаю разворот для захода на посадку (ну их на фиг, ребята, такие качели!). И когда я понёсся по ветру на очень приличной скорости, происходит сначала заброс крыла назад, а затем тут же – МОЩНЫЙ клевок вперёд. Торможу крыло, насколько хватило рук. Крыло, достигнув отклонения градусов 70 от вертикали, остановилось, весьма немного не дойдя передней кромкой до линии горизонта. При этом от резкого торможения оно приобрело форму подковы; кончики ушей отошли назад настолько, что ещё немного – и могли бы сомкнуться в кольцо. Отпускаю стропы, как только подкова останавливается и начинает двигаться вверх. Небольшой, но ощутимый рывок строп – как хорошо, что за месяц до этого я поставил усиленные моторные стропы! (До этого я летал на тонких…) Крыло, выровнявшись, но, почти остановившись, завешивается, и, в наборе скорости, вновь клюёт вперёд, но уже на гораздо меньший угол. В нормальном режиме продолжаю доворот против ветра, скорость которого оказывается уже 10…11 м/с. На немного перегруженном аппарате (Eden-II–25 со взлётным весом с мотором 110кг) я снижаюсь относительно земли строго вертикально. Посадка, торможения не требуется, кладу крыло.

Мимо справа идёт та же колонна школьников. Мельком глянув на них, какая будет реакция (?), собираю крыло. Никакой реакции. То ли школьники насмерть дисциплинированы, то ли совсем равнодушны. НИКАКОЙ реакции! Как если бы я проехал мимо на велосипеде. Понимаю, что не всех интересует полёт, но чтобы никого?! Да я бы в детстве, увидев Летающего человека, "прилип" бы к нему и ушёл бы вместе с ним. Это не наезд на "нынешнюю молодёжь", наверно, какие-то интересы у них всё-таки есть, это видимо последствия развала спортивно-технических кружков, ДОСААФа, и… да что там… А я было подумал – какая агитация могла бы получиться. Абсолютное равнодушие (это уже не о школьниках).

Анализируя ситуацию, я отметил, что в момент особого случая в полёте у меня было странное ощущение, что смотрю со стороны видеозапись со своим участием в главной роли. Сердце наверно билось как в барабан, который можно было услышать на земле (шутка), но никакого ужаса и ни малейшей паники не было. (Может, я уже стал Пилотом? Хотя в этом бывают сомнения.) По результату благополучной посадки можно считать себя победителем. Но по тому, что я в такую погоду взлетал ВТОРОЙ раз – можно усомниться в здравом смысле.

На следующий день ветер был слабее раза в два, но, полетав минут пять на высоте около ста метров, я пошёл на посадку, хотя болтанка была невелика. И, собрав оборудование, ушёл домой. Никакого наслаждения в полёте в этот день уже не было. Наверное "накрыло" вчерашним адреналином.

Вспоминая обе ситуации, думал:
А если бы в первый день асимметрия была не 30%, а 70?..
А во второй – какой же угол мог быть у клевка, если б я хоть чуть запоздал с компенсацией, или вообще бы не компенсировал? Как минимум в два раза (140°)! Это что за поведение standard-а, или проскочил смерчик? Представил себя летящим сквозь прослабшие стропы на рогатом парамоторе – крайне неуютно. Зацеп более чем вероятен, а запаски-то до сих пор нет!.. (На третью работу, что ли, устроиться? Только в нашей педерации "от трудов праведных не наживёшь палат каменных" всё равно, но хоть на запаску…)

Главное правило подтверждается: "Не уверен – не стартуй". Но я-то был уверен (почти). А в сомнительную погоду, для парамотора особенно, однозначно предпочтительнее крыло standard DHV-1. Даже standard-intermediate DHV-1-2 заметно чувствительнее к болтанке и больше напрягает. А зачем это? Его более высокие лётные качества – с мощным мотором почти незаметны. Гораздо важнее и приятнее лёгкий надёжный старт и большая стабильность DHV-1. Лучше бы, конечно, иметь разные крылья для моторных и безмоторных полётов. (Мечты, мечты…)

Сергей Рюмин

Назад
Hosted by uCoz