Крылатые качели

"Взлетая выше елей,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят..."

В июне 2004 я убедился основательно, что пилоту "выходного дня" не требуется параплан классом выше, чем DHV 1-2 (Standard Intermediate).

Полёты проводились в Нижнем Новгороде, парк "Швейцария". Для тех, кто там не был – склон ориентирован на запад, перед ним река Ока шириной около 800 м, высота склона до набережной 100 м. Склон рассекает овраг, перпендикулярно ему уходя назад в сам парк с лиственными деревьями высотой около 25...30 м. Старт чистый, слева от оврага. Позади парка – проспект, провода, здания и т.п.
Ветер менялся от 3 до 7 м/с, облачность 3-4 балла. Летал в лёгком напряжении при умеренной болтанке 1 балл, купол MAC Eden II покачивало в пределах разумного, он шуршал, но ушами не хлопал, естественно при активном пилотировании. В термодинамике высота над стартом менялась от 10 до 70 м.

На речной воде видны полосы ряби, говорящие об идущем усилении ветра, высота начинает расти. Увидев правее что-то слишком заметную полосу ряби, перелетаю овраг на склон левее старта метров на сто, рассчитывая, что идущая полоса микрошквала меня не заденет. Тем не менее, скорость ветра возрастает, путевая скорость параплана уменьшается, а высота растёт +2 м/с. Когда высота над стартом достигла 120 м, купол задрало назад, потом он клюнул вниз, затем подсложилось правое ухо и НАЧАЛОСЬ (см. эпиграф)... Углы клевков и крена не превышали 45°, вроде как и должно для класса Standard, но ведь я при этом и своевременно и точно реагировал, отрабатывая все возмущения, удерживая купол в надлежащей конфигурации. А представляю, что было бы без активного пилотирования!

Борясь с турбулентностью, не забываю отслеживать своё местоположение относительно склона, пытаясь увести аппарат на реку, чтобы выйти из динамика и снизиться. Тряска и болтанка достигают наверное 4 баллов, в некоторые моменты перегрузка прыгает почти от 0,2 до 1,8 ед. Передать ощущения проще всего истасканным сравнением с "бельём в стиральной машине". Скорость ветра уже больше скорости крыла, начинает сносить назад. Здесь можно привести мотивы декаданса вековой давности: "Позади хищный городъ тянул ко мне узловатые руки деревьевъ, оскалившись клыками высоких зданий". (не слабо сказано?)

Парализующего ужаса не было, хотя вставшие дыбом волосы оттягивали шлём от головы (шутка), я продолжаю бороться, стабилизируя желающий завязаться купол, и внутренне уже готовясь к жёсткой аварийной посадке, пытаюсь решить две задачи: уйти вперёд и снизиться...

Я уже почти над перегибом склона, а в такой болтанке воспользоваться одним акселератором вредно для здоровья. Надо складывать "уши", но забросы и клевки следуют почти без перерыва, не давая возможности поднять руки и взять нужные стропы. Дождавшись секундного затишья, хватаю их и ломаю "уши", представляя отчётливо, что было бы, если б купол в этот момент клюнул (капитальная фронталка). От эллиптического крыла остаётся прямоугольник 4х2,6 м, высота начинает уменьшаться, но и сносит назад быстрее...
Переносом веса рулю в овраг шириной метров 70 (он протягивается вдоль направления ветра), чтобы уйти от ротора за резким перегибом склона (около "Электрона"), и чтобы не подняло над деревьями. Но и здесь, на остатке крыла в 10 м.кв., меня несёт задом вдоль оврага в парк и швыряет с углами 35° во все стороны...

Пытаюсь ногой поймать стремя акселератора, надо давиться вперёд, иначе спиной положит на деревья. Каблуков нет, и болтающееся стремя никак не зацепить. Беру обе стропы и клеванты в одну руку, другой ловлю стремя, и наконец ставлю ноги на педаль акселя. Доверившись классификации Standard, начинаю плавно выжимать его...
(Я раньше уже испытывал поведение купола с ушами на акселе – MAC Muse (DHV 1) , только при болтанке в 2 балла, и на большой высоте).
...Стараюсь держаться равноудалённо от склонов оврага, швыряет так же сильно, передняя кромка один раз хлюпнула, я, приотпустив аксель, перехватил стропы, сложив уши побольше, (порадовавшись наличию перчаток). Давлю аксель сильнее, чувствуя достаточно чёткое ограничение амплитуды клевков. Зато снос прекратился, и я двигаюсь вперёд к набережной. Приближаясь к рельефу, уменьшаю давление на перекладину. Чувствую, что болтанка уменьшается (наконец-то, хотя и странно). Отпускаю аксель совсем и затем стропы, уши плавно разворачиваются, и я выхожу на посадку на набережную. Финиш.

Тело отяжелело от адреналина, но я чувствую себя победителем, что не сдавался и не паниковал, и, думаю, оптимально действовал в данной ситуации! По ощущениям Это длилось минут 20, а прибор бесстрастно засвидетельствовал, что весь полёт только 9 мин, (а мини-шквал – минуты три). Вертикальная скорость менялась от +2,6 до -3,8 м/с.

Посмотрев на старт, вижу три стартующих купола – Стайер, Хантер и Frix – они что, не видели как меня колбасило? Или это только для меня выглядело страшно? Потом они сказали, что после моей посадки ветер притих и подровнялся. Всё же два купола быстро пошли на посадку, а Frix, поболтавшись с полчаса и похлопав ушами, тоже сел.

Многие опытные пилоты, начинавшие летать давно, и летающие на аппаратах Performance говорили мне, что не любят пользоваться акселератором. Понятно, что в болтанку вблизи рельефа это действительно опасно, но, всё же, на современных стандартах при необходимости использование акселя при предварительно сложенных ушах вполне допустимо – на ушах угол атаки увеличен, а акселератор возвращает его к "нормальному" значению. А при налёте за год менее 20 час так ли уж нужно летать на более строгих аппаратах? При сомнениях в "подходящести" погоды со спортивными крыльями больше придётся сидеть на земле, не желая рисковать. (Это – по поводу вечных сомнений при выборе между аэродинамическим качеством и надёжностью).

Сергей Рюмин

Назад
Hosted by uCoz