Клуб парапланеризма "Мираж", г.Арзамас
Какой это спорт ?

Парапланеризм – это технический или экстремальный вид спорта?
Кто или что делает этот спорт экстремальным?

Первого мая 2004 мы (пилоты и учлёты Арзамасского клуба) выехали на полёты в Нижний Новгород. Сначала на склоне парка "Швейцария", кроме нас, не наблюдалось других пилотов. Позже появилось три человека с крылом, как выяснилось, один нижегородец и двое из Петрограда. Поздоровавшись, я продолжал заниматься со своими курсантами, не присматриваясь пристально к действиям соседей, потому что их купол класса performance, более летучий, но и более строгий, чем наши стандарты, давал основание считать "братьев по разуму" достаточно опытными.

Через некоторое время подошёл один из той троицы пилотов и попросил помочь разобраться со стропами. Подойдя, я поинтересовался квалификацией того, кто находился в подвесной системе, и, узнав, что у него нет вообще никакого опыта, спросил, что он собирается делать.

– Лететь! – ответствовал тот.

При этом пряжки ремней он просто вставил в пряжки подвески; и ремни, не продетые обратно, болтались, не гарантируя, что "гордый орёл" не вывалился бы из своего "гнезда" в воздухе. Но когда, распутывая стропы, я увидел, куда они зацепили основные карабины (звенья, соединяющие подвесную систему со свободными концами стропной системы), я "выпал в осадок". Карабины они вставили не в зашитую петлю свободных концов, а защёлкнули МЕЖДУ ЛЯМКАМИ, между вторым и третьим рядом строп !!!..

Т.е., если б он случайно и взлетел, держа в руках первый ряд, то в воздухе более нагруженные лямки первых двух рядов поползли бы вверх, и карабины соскользнули бы на задние ряды, неминуемо вводя крыло в задний свал. А ведь это могло произойти и не сразу на старте (из-за жёсткости лямок и трения, и не симметрично), а позже, когда параплан отлетел бы от склона, и с нескольких десятков метров высоты несостоявшийся пилот рухнул бы вниз...

Я, исправив все "недочёты", выразился, что, мол, "не надо лететь", и посоветовал им посмотреть на то, как я обучаю своих курсантов.

В разговоре они объясняли своё "самообучение" тем, что в Петрограде учиться в клубе слишком дорого.

Позднее, на нижней террасе, я спросил: что тот "самоучлёт" станет делать, если в полёте сложится, например, полкрыла? Ответа не последовало. Взяв купол класса performance, эти ребята даже не удосужились почитать что-нибудь из теории полёта и управления парапланом...

Обращаюсь ко всем молодым ребятам, у которых ещё вся жизнь впереди:
Не делайте из технического спорта – экстремальный, а из лётной погоды – "летальную", из-за собственной необразованности! Захватывающая красота парапланеризма с вами с самого начала, но умение безопасно летать требует бoльшего времени.
Глупо жалеть денег на обучение полётам – лечение обойдётся вам дороже. Вы можете и не дожить до настоящего экстрима, который сознательно берут на себя опытные пилоты, да и то, в основном, на соревнованиях или в аэробатике. В авиационных (и не только) видах спорта и так достаточно объективного риска. Не нужно увеличивать число случайных несчастных происшествий – случаями закономерными.

P.S. И что касается сетований на дороговизну, то, как сказали кому-то в ПараАвисе: "Если нет денег – надо работать, а не с парашютом прыгать..."

P.P.S. А при социализме я учился прыгать с парашютом за счёт Советского государства, которое тоже отличалось от понятия "Родина", но не так радикально, как нынешний строй отличается от демократии...

Дополнение: в октябре 2005 я видел, как другой, "уже летавший", дятел прицепил карабины подвески к оранжевым тесёмочкам на концах триммерных лент четвёртого ряда...
Если дятел не долбит – он либо умер, либо спит… :-)

Назад