Ошибка пилота, термик или ротор?

"Вихри враждебные веют над нами..."

В конце июля 1998г. выехали на полёты за город. Начали летать около полудня, закончили в половине пятого - не по своему желанию.

Условия полётов: Солнце, облачность 3 балла, ветер несколько порывист, около 5±1 м/с под углом 45…60° к склону, высота склона 40 м, рельеф плавный. Условия, в общем-то, сложные, но стартовали и летали нормально, болтанка не более 1 балла, боковой раскачки почти не было.

…В очередной раз разворачиваю купол, жду немного, не будет ли порывов, довольно ровно поднимаю обратным стартом,… и вдруг меня резко дёргает и выхватывает метров на шесть, а самого закручивает на 200° (стропы). Стабилизирую крыло, раскручиваюсь, кажется обошлось. И тут вдруг резко исчезает нагрузка на правом карабине и "проваливается" правая клеванта. Сложиться куполу не дал, но нагрузку поймал на уровне колена. При этом произошёл разворот к склону - до него 8 метров - с креном и клевком.

Ощущение, что валюсь на него с углом пикирования 45°… Поэтому отпускаю правую и "втыкаю" левую клеванту, амплитуду не вспомню. Развернулся от склона (высота по вертикали около 6 м). Только мелькнула мысль "ну, хватит, что ли…" - и тут вижу, что просто падаю, будто прихлопнули к склону…

... --- ...

Предположения:
Наверное, при резкой работе клевантами и резких разворотах произошёл срыв потока с крыла. Аппарат вошёл в режим парашютирования. И может быть, прошёл ещё один ротор или его нисходящая часть. Был ли задний свал - вряд ли, при ветре около 7 м/с, движения относительно земли назад не было заметно.

P.S.
Цена нескольких секунд: Пройди первый ротор на 5 сек раньше - я бы не стартовал. На 10 сек позже - высоты, для вывода и набора скорости, хватило бы. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Звучит песня: "Не думай о секундах свысока…"

P.P.S.
Этот случай - лишнее (но последнее ли для пилотов, которые имеют возможность летать лишь с невысоких склонов?) подтверждение, что полёты в термичку около склона, особенно при косом ветре (меньше 60° к склону) - ОПАСНЫ в принципе, т.к. предугадать резкое изменение состояния воздуха не получится. Это та же "русская рулетка"...

Сергей Рюмин

Назад
Hosted by uCoz