Страницы истории русской авиации

Михаил Тихонович Лаврентьев, простой крестьянин, продав почти всё своё имущество, самостоятельно сделал газовый аэростат, и 28 апреля 1874г поднялся в воздух. Это первый полёт русского человека на аэростате отечественной постройки.
В дальнейшем М.Лаврентьев построил ещё 4 воздушных шара, на которых летал один и с пассажирами в Москве, Ростове, Таганроге и Одессе.

24 мая 1910г зарегистрирован первый официальный полёт аэроплана русской конструкции. Это был "Гаккель-III" конструкции Якова Модестовича Гаккеля, одного из первых авиационных конструкторов России. Самолёт представлял собой фюзеляжный биплан. Такую схему Гаккель разработал совершенно самостоятельно (вторым в мире после Луи Бреге во Франции в 1909г). Самолёт на Гатчинском аэродроме пролетел по прямой около 200 м, что было официально зарегистрировано комиссией Всероссийского аэроклуба.
Я.М.Гаккель, инженер-электрик, преподаватель Петербургского электротехнического института, за период 1910-1912 гг построил девять самолётов своей конструкции (на собственные средства).

За день до этого, 23 мая 1910г, в Киеве Александр Сергеевич Кудашёв совершил полноценный полёт на несколько десятков метров в длину, первый в России, на самолёте своей конструкции "Кудашёв-1". Схема аэроплана – ферменный (т.е. без закрытого фюзеляжа) биплан с передним рулём высоты и хвостовым оперением. Официально этот полёт не был зарегистрирован, т.к. выполнялся без предупреждения. Тем не менее, этот полёт может считаться первым полётом самолёта российской конструкции. Ибо Киев ещё помнил себя как "мать городов русских", и Кудашёв вряд ли считал себя иностранцем по отношению к России.
А.С.Кудашёв, инженер путей сообщения, и.о. профессора в Киевском политехническом институте, в течение одного года (с весны 1910 по весну 1911 гг) построил четыре самолёта своей конструкции.

Специальный парашют для лётчиков создал Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911г он зарегистрировал своё изобретение – ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму купола, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи специальной подвесной системы. На дне ранца, под сложенным куполом и стропами, имелись пружины, которые выбрасывали купол в воздушный поток после того, как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо. Впоследствии Г.Е.Котельников жёсткий ранец заменил мягким. На дне ранца были расположены соты для укладки в них строп. Схема спасательного парашюта Котельникова сохранилась до настоящего времени.
Как обычно чиновники министерств не хотели внедрять применение парашютов в авиации.

Назад
Hosted by uCoz