ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ

– Уан тикет, плиз, ту Дaблин.
– Куда-а, блин?..

Купил, таки, путёвку в Турцию, в Олудениз – "тихое море". Дороговато для инженера, но один-то раз в жизни можно побывать за границей, а главное полетать в этом, как пишут, райском месте …

Летим на Боинге-747 – откормленная тушка на полтысячи человек. Ну-ну, посмотрим изнутри, чего там маде ин Америка? …Ну и какой м…к хаял наш Аэрофлот? Ничем не лучше наших самолётов, только что потише шум от моторов. В передней переборке щели заткнуты строительным поролоном. Здравствуй, дедушка Крылов… (или С.Михалков: "Мы знаем, есть ещё семейки, Где наше хают и бранят, И с умилением глядят на заграничные наклейки…")

Вот за иллюминатором есть чем полюбоваться. Летели на высоте 11 км, и не так далеко видел колоссальный кумулонимбус (грозовое облако), чья вершина-наковальня простиралась выше нашей трассы. А "рядом" под нами гигантское облако конжестус, похожий на горный заснеженный пик. Взгляд скользит по исполинским "пропастям"-просветам, и глубоко-глубоко внизу вижу "снежную равнину" – это облака, которые находятся на высоте около 4 км над землёй и с её поверхности сами производили бы впечатление огромных облачных башен…

Жил в "хотеле" "Белле Вю". Номер почти напротив бассейна, что хорошо. Плохо, что рядом с баром, доносящаяся от которого занудная турецкая музыка вызывала раздражение и не давала уснуть до часу ночи. Зато утром с террасы вид!!! Наверняка самый лучший во всём Олуденизе. Горы, посёлок, море – всё как на ладони. До моря, правда, не 500 м, как обещали в турфирме, а добрый километр, 500 м только до посёлка по шоссе без тротуаров и обочин. Да ещё после полётов вечером вверх (около ста метров над уровнем моря) тащить мешок с ЛА тяжеловато (эх, где мои семнадцать лет…). Питание – полу-пансион, т.е. завтрак и ужин – было бы нормально, если б не одна утончённая подлость: во все блюда за ужином напихано жгучего перца, и никакие ни фрукты, ни напитки в ужин не входят, а приносить свои запрещают. Попробовал – сделали выговор. Предлагают чуть ли не водопроводную воду за отдельную мзду. Я что мало заплатил за путёвку, что зажали чашку чая вечером? Вот оно, общество алчной наживы: микрочашка чая в баре стоит почти 2 €. Да ещё пишут, что и в свой номер свои напитки приносить нельзя – пей, дескать, из минибара за доп.плату – ага, щазз!.. Это, ребята, называется ограничением личной свободы. Может, ещё будете "шмонать" под конвоем и руки за голову? Курить в номере, отравляя жизнь соседям, дескать, можно (стоит пепельница), а свою воду пить нельзя?! (пожар устроить можно, а потоп – нет?) Какая пас…а придумала такие правила? Где ваша хвалёная западная свобода? Этак недалеко и до нарушения гражданских прав. Из принципа ничего у вас не куплю, и никаких вам "чаевых". В магазине купил "ведро" воды – и чай заваривал сам. Полностью восхитила только природа, а за "сервисом" нефига сюда ездить. Тут наоборот – что немцу хорошо, то русскому вилы… Ну да я приехал летать, остальное перетерплю.

(Перед отъездом написал в книгу отзывов, что думаю о таких порядках, а то там одни панегирики.)

Завоз на гору стоит 10 $ "машинисту" (есть две фирмы, где дешевле: 6,7 $) да ещё 10 $ "форест" – лесникам, якобы. Местные буржуины взяли всю гору в аренду (а может и в собственность), зато начали обустраивать дорогу. В сумме 15 €, но что ж, летать так летать. Путь наверх очень красив и впечатляющ настолько, что некоторые дамы закрывали глаза (колёса едут по краю пропасти) :-). Длительность заезда около 45 мин. Царь-гора Бабадаг заслуживает своего названия.

Первый "баллистический" полёт вниз, для ознакомления, длился 21 мин. Моё крыло MAC Eden II, класса DHV-1-2. Почему это описывают стартовые площадки здесь как сложные? Нормальные все: и нижняя (1690 м), и средняя (1740), и верхняя (1960 м). С посадкой (разведал первым делом) тоже всё хорошо. Погода была отличная: солнце, штиль или тихий ветер (1,5 м/с) с северо-востока, а внизу лёгкий (до 3 м/с) бриз с моря. Динамика нет, полетаем в термиках, а получится – сделаю маршрут по окрестностям.

По вечерам, или утром, если не держало выше старта, выполнял некоторые упражнения из SIV (симуляции инцидентов в воздухе): раскачка по тангажу; винговеры до 70° от вертикали; большие уши (за две стропы из трёх: снижение -4 м/с); асимметричное складывание (55%) с компенсацией и без, неудерживаемое и удерживаемое; В-срыв (-8,2 м/с); бабочка; спираль (раскручивал только до -9 м/с, и так довольно впечатляющая центрифуга). Все посадки выполнял в круг радиусом до 5 м.

Фронталку, негативку и полный срыв делать не решился, да и жалко при возможном приводнении на запаске мочить всё своё, трудом нажитое, оборудование в солёной морской воде. К тому же, не было спас-жилета, и вода холодная (а утонуть, запутавшись в стропах, вполне реально: Крым сент.2009), да и поторопится ли кто ещё меня спасать… Но каждый день кто-то "нырял". Сам видел, как один пилот при выходе из какого-то режима пролетел сквозь свои крайние стропы, получил жгут из крыла и метнул запаску себе в стропы. Крыло частично наполнилось с большим галстуком и стало раскручиваться в авторотации, а конверт запаски прижало к нижней поверхности крыла. Пилот пару раз пытался остановить вращение и опять раскручивался. На одном из переходных режимов запаску случайно выбило, она раскрылась и спасла его. Буквально, без кавычек. Чегой-то не хочу такого экстрима.

У меня своя программа: полетать над природными красотами.

Первый маршрут: С нижнего старта до цели за "жандармой" с возвращением на пляж.

Сначала пытаюсь выпаривать в слабой термичке между зубцов скал у вершины Бабадага. Скалы выглядят как в древних мифах и навевают ассоциации о зубах драконов. Нервное напряжение мешает выпаривать слишком долго. Устав, перелетаю ниже и порхаю в потоках над лесистым склоном. Через полтора часа лечу вниз. Около пляжа пролетаю над яхтами и катером, буксирующим парашют с каким-то "извращенцем" (шутка) – ну что у него за "полёт"…

Второй маршрут: С верхнего старта до горы дальше "жандармы" с возвращением на пляж.

Над Бабадагом кучёвка, не закрыло бы старт. Уезжать вниз на машине было б обидно…

Верхний старт чист, ура! Набираю высоту под облаками.

Летаю под облаком, между облаками, над облаком и в облаке!

Это лёгкое шапочное облако вертикальным развитием от ста до двухсот метров, не опасное само по себе, если только не столкнуться со склоном или с другим неразумным пилотом.

Вроде в нём больше никого нет. Кружу, по три четверти оборота скрываясь в облаке. При выходе контролирую своё местоположение и слежу, не прилетит ли второй лишний

В стороне одно облако ниже меня. Как такое упустить?! Пролетаю над облаком и вижу свою тень от Солнца на нём в радужном кольце-ореоле. Красотища! (Кстати, такое явление в метеорологии называется глория, а по-русски это значит… ;-)

Третий маршрут: Треугольный.

В этом старте, набрав 950 м над верхней точкой Бабадага, встаю на переход к горе Мeндос. Ветер встречный, но тихий. Встречаются зоны нисходящих потоков, в которых использую акселератор, чтобы быстрее проскочить такие места. Слив иногда до -3,5 м/с.

Долетел до южного пика, и над ним нашёл поток, который ожидал. Я восхитился, но не воскликнул: "надо же, здесь поднимает!", я был уверен: здесь будет поток, поэтому я здесь! Набираю ещё метров шестьсот, теперь можно вернуться и на старт, но я хочу лететь дальше, по треугольному маршруту с целью в бухте Олудениза.

Пролетаю над старым кратером древнего вулкана Мeндос, в котором расположился какой-то "колхоз". Пролетел над пиком. По другую сторону тоже видны маленькие отдельные домики и клочки возделанной земли. И ни души. (И тишина… Да… Брехня!.. © к.ф."Неуловимые мстители"). Да не, всё правда, хоть самому не верилось, что это Я, сам здесь сейчас летаю. А как красиво вокруг!..

Пока любовался красотами – потерял 300 м. Слишком низко, чтобы делать переход.

Возвращаюсь к северному пику Мeндоса. Добрал 200 м, этого должно хватить для перехода через долину к побережью. Я не вычислял, а просто это чувствовал!

Переход выполняю над поселениями с "подозрительными" названиями Хисароню и Овачек. Отмечаю, на всякий случай, ярко-зелёный стадион. Постоянно определяю подходящие места посадок в случае возможных провалов. Внизу летает дельталёт. Где же он взлетает-садится? А, вот похоже, его "гнездо" – пустырь с характерными протёртостями от колёс! Но сейчас это не понадобится – я могу даже долететь до пляжа Олудениз на качестве. Хотя моя цель – гора ________. Подлетаю к горе всё-таки несколько ниже её вершины. И вдруг чувствую сильный аромат не то можжевельника, не то эвкалипта. Делаю змейку. Вот он, поток арома-терапии, возносящий!! Как приятно, слегка "балдею" 8-)!.. Набираю высоту и выхожу над вершиной.

На вершине следы стены древних укреплений. Кто их строил и когда? Здесь были когда-то бои?.. и чьи-то вооружённые до зубов воины, лязгая сталью, под жуткие крики лезли на эти стены по страшным кручам, а на них кидали камни, и лили кипящую смолу… Что бы они подумали, увидев меня в полёте над ними, если б пересеклось время, как в фантастических романах?.. А то, что я здесь лечу – для самого меня было фантастикой и страницами из книг всего неделю назад…

Сделав несколько восьмёрок и, устав от впечатлений и переживаний, направляюсь вдоль граней хребтов к пляжу, вниз. Над Голубой Лагуной, над отдыхающими и купающимися, не удержался и громко заорал вниз: "Ура русским пилотам!!!"

На хребте над "жандармой" тоже остатки какой-то башни. Оживает рация, и голос Виталия осведомляется о моём местонахождении. Сообщаю, что иду на посадку на высоте 300 м с северо-запада, говорю, что буду садиться в концентрическую мишень на пляже, и прошу сфотографировать. У берега бриз с моря, поэтому финальный заход выполняю со стороны отелей. Делаю торможение над крышами, и, отпустив клеванты на высоте 7 метров, ныряю в улицу, (благо в зоне посадок турки проводов не поразвешивали), с разгоном выскакиваю вдоль улицы уже ниже крыш к набережной и сажусь в цель, наступив одной пяткой во внутренний круг радиусом 1 м! Ну как не похвастаться таким финалом!?    :-))

Четвёртый маршрут: С верхнего старта разведка на юго-восток с заходом в море.

Лечу в противоположную сторону от бухты. Пролетаю мимо гигантского склона-осыпи с нереально впечатляющей стеной, уходящей вертикально вверх и выполаживающейся далеко внизу! Что-то жюль-верновское в таких приключениях!.. Места внизу такие дикие, что, наверное, человек здесь никогда не ходил…

Лечу "дельфином": притормаживаю там, где замедляется снижение, и разгоняю там, где оно превышает номинальное (-1,2…1,3 м/с). Высота над рельефом меняется как в кинокадрах – только что перелетел очередную скалу, можно было едва ли не потрогать, и вот под ногами уже пропасть… Ну, "чума"! 8-)))

…В очередной раз поднимаюсь на Бабадаг в машине с многонациональной компанией: трое пилотов-тандемщиков-турок, один из которых такой колоритный, типичный янычар или злодей-Черномор в молодости, только ятагана не хватает :-), одна пассажирка-европейка, изумительно красивая (нашей славянской красотой), пара single-пилотов европейского вида и несколько пассажиров из Сингапура и Индии. Идёт оживлённая беседа, вот когда пожалел о бесплодно потерянных годах обучения английскому языку…

Пятый маршрут: Замкнутый с несколькими ППМ (поворотными пунктами маршрута).

На верхнем старте с двумя иноземными пилотами. Штиль с тихими дуновениями на верхнем старте. Ленточки с противоположных склонов направлены к вершине. Можно стартовать в любую сторону, нас ждут восходящие потоки. Раскладываю крыло, расправляю стропы – можно взлетать. И вдруг вижу пыль, взвивающуюся в спирали вверх – это маленький смерч, "пыльный дьявол". Вихри, начавшись, сходят каждые 5 минут. Высота пыльного столба от 2 до 5 м. Стартовать здесь сейчас смерти подобно. Жду. Перерыва дождёмся – нет? Вдруг один смерч кидается на меня – прыгаю в центр разложенного, уже подготовленного к старту, крыла. Вихрь взвивает и запутывает уши. Подбежал иностранный пилот и помог успокоить беснующиеся консоли. Другой пилот это снимал и обещал прислать видео.

Один смерч даже засосал и поднял на высоту до 10 м пустую пластиковую бутылку!! Иностранец сказал: "strong"(сильный, серьёзный). Надо менять место старта. Перешли на северную сторону. Здесь уже я помог брату по разуму защитить его крыло от подскока одного вихря. Разложил крыло ещё подальше. В полусотне метров "пыльные дьяволы" устрашающе пляшут, но не выказывают склонности приближаться. Взлёт! Отхожу от склона с набором высоты, по касательной подхожу к склону, поднимаюсь выше вершины на сотню метров и начинаю крутить спирали над смерчиками. Впрочем, на этой высоте их уже не видно, а чувствуется только сильный подъём, болтанка ощутима, но неопасна.

Вращаясь в потоке, поднимаюсь до уровня инверсии одновременно с зарождающимся облаком – вокруг конденсируются клочья тумана. (Сны иногда сбываются). Я поднялся на высоту 2900 м над уровнем моря, почти до уровня цепи гор-трёхтысячников, сверкающих снежными вершинами на далёком горизонте. Над их пиками висят мощные кучевые облака, пробившие слой инверсии. А здесь ясное васильковое небо, и сильно холодно. С такой высоты можно полететь на более дальний маршрут.

Иду на переход к неизвестной горке на востоке. Пришёл с хорошим запасом высоты и сразу нашёл новый поток. Крыло раскачивается, гуляет в разные стороны, но я его успокаиваю и заставляю центровать неровный узкий термик. Воздушный встречный поток в лицо то стихает, то усиливается, и слышится свист строп. Всё-таки хорошо, что я на "стандарте", значительно спокойнее себя чувствуешь, когда ситуация полностью под контролем, и излишне не нервирует. Выкрутил поток до инверсии и без промедления двинулся к следующей вершине на юго-восток.

В новом наборе поймал первую (и единственную в этом маршруте) боевую асимметрию, соскочив с ядра потока скороподъёмностью +6 м/с. Компенсировал, вернулся в ядро и выкрутил весь поток полностью. Нормально, это всё же работа, а не расслабуха.

Нервное напряжение в рваном наборе неожиданно проявилось на переходе, когда воздух стал совершенно стабилен и спокоен: вдруг начали мелкой дрожью вибрировать ноги. Вот ещё, что за фигня? Мне же не было страшно, по крайней мере, сознательно. При подлёте к очередному гребню выходка нервной системы бесследно прошла. Возобновляю работу по набору высоты, потом поворачиваю к морю.

Я вблизи четвёртой бухты на юго-восток от нашей (над долиной Бабочек). Ближайший отрог пересекаю с довольно небольшим запасом высоты метров двести над гребнем. Вблизи береговой черты потоки слабы, редки и необязательны. Начали терзать смутные сомнения по поводу возможности вернуться в Олудениз по воздуху. Слишком я увлёкся расстоянием.

Если придётся садиться в следующей бухте – надо сразу определить наиболее подходящее место посадки. Видны отели, узкий пляж, придётся, наверное, возвращаться общественным транспортом "десятой дорогой". Не хочется мне в этот "Хотел". Из этой бухты по берегу прохода нет – скалы обрываются в море.

Попытаюсь сначала перелететь отрог хребта в районе отдельных хижин, прилепившихся на отлогом плече склона, и перекрёстка грунтовых дорог. Сам склон весь порос деревьями, которых нет только на крутых каменистых осыпях. Высота уже меньше тысячи.

Похоже, что гребень не преодолеть. Да, он очень-очень медленно, но поднимается. Близко (и по расстоянию и по высоте) скопление маленьких домиков и дорога, но вплотную деревья, цепочка столбов и плохо видимые провода. Лучше сесть вот на ту опушку поодаль от дороги. До Олудениза по прямой километров шесть, но дороги уходят назад против уклона и теряются вверху… По их серпантину к Олуденизу идти придётся раз в пять-семь больше, и не по равнине, а по горам, и с грузом 18 кг. Если не найти местного транспорта (турок его знает, сколько это будет стоить), то пешком мне идти до самой ночи, если ещё не заблужусь в горных лесах… А нет ни карты, ни связи, ни знания языков в чужой стране. Видно я ещё не Пилот, а авантюрист. Флайер, блин. (англ.Flyer означает и летун, и авантюра). По попе тебе, по попе…

Сказка на ночь: – Из леса вышел Гоблин… – Кто, блин? – Спи, блин!..

На высоте около сотни метров, над какой-то полянкой поймал слабый подъём шириной в несколько секунд полёта, который замедлил снижение и даже подарил мне десяток метров высоты – показалось (надежда – мой компас земной…), что до гребня теперь и дотяну. Крутить? Но, если это не поток, а маленький пузырь, или не впишешься – потеряешь гораздо больше и однозначно сядешь тут. Продолжаю полёт вперёд к гребню и, через несколько томительных минут, пересекаю его, едва не цепляя подвеской макушки деревьев (…а удача – награда за… :-)). А за деревьями… Во-от это обрыв! Взлететь отсюда не получилось бы. Ф-фух… Пешие приключения отменяются!?!

Я в очередном ущелье-бухте, высота над морем около полукилометра, гораздо ближе к "дому". Теперь можно сесть вон на тот широкий пляж вдали, какое облегчение, что видно дорогу-проход вдоль берега. До бухты Олудениза километра два-три, но впереди ещё один скальный хребет, пересекающий возможность прямой глиссады. Лечу к "последнему" (в этом маршруте) гребню, и… впритирку к крутым скалистым стенам облетаю его над береговой линией! Ждал динамик от бриза – но он оказался совсем слабым, хотя, наверное, немного помог. Вышел на финиш с запасом высоты около 40 м над морем, и это после замкнутого маршрута протяжённостью около 25 км (взял 4 ППМ), и нескольких наборов, два из которых – до 2900 м над уровнем моря!

Перед заходом на посадку думал, что, приземлившись, громко заору, отметив победный полёт… Но после посадки охватило тихое странное чувство победы-потери, не поражения, а окончания "адвентюры", и какое-то опустошение и желание тишины…

Пойду, искупаюсь в Средиземном море, короткий отпуск заканчивается, завтра домой, и это не последнее приключение, я уверен!…

P.S. По возвращении домой ходил обалдевший ещё трое суток, с трудом возвращаясь в рядовую жизнь. Стоило закрыть глаза – и подо мной продолжали плыть верхушки деревьев, скалы и пропасти…

Назад
Hosted by uCoz