Полет в бризе или ветры Коктебеля

В сентябре в Крыму, под Феодосией, около Планерского состоялись соревнования по парапланеризму “Коктебель-2003”. В них принимали участие пилоты стран СНГ, которые соревновались в скорости прохождения заданных маршрутов, посадке на точность приземления и т.д. Дальность полётов – несколько десятков километров, высота – несколько сотен метров, длительность – несколько часов.

Первое место занял Сергей Жукарин из Феодосии, Василий Дмитриев из Сарова занял 9 место из 21 участника. Соревнования проводились за счёт самих пилотов – никаким государственным спортивным организациям это не нужно, ведь соревнования – это же не заседания в комиссиях по проблемам молодёжи. Не все пилоты по разным причинам принимали участие в соревнованиях – нужен и запасной парашют, да и стартовый взнос составлял 30 долларов… Многие летали вне конкурса.

Опишу один из таких дней.

После длительно дующего северного ветра и довольно прозаических полётов на северном невысоком склоне хребта Узун-Сырт подул, наконец, южный ветер. Пилоты радостно высыпали на старт южного высокого склона. Пока готовились к старту, ветер весьма усилился и стал близок к границам безопасности. На вершине дует так, что развёрнутый купол не удержать, поэтому спускаюсь ниже, до середины склона, пешком. Непривычное занятие – обычно тащишь параплан снизу вверх. Но и здесь дует “не слабо”. Разложив крыло и пристегнувшись в подвесной системе, разворачиваюсь лицом к куполу. Поднимаю крыло “заборчиком” – натяжение на лямках подвески весьма велико, что обещает старт вертикально “свечкой”. Проверив все пряжки, стропы и клеванты, тяну за передние лямки. Мощный рывок купола вверх, и… меня закручивает на лямках не в ту сторону!.. Параплан начинает нести вдоль склона… Спокойно, сначала надо стабилизировать крыло и отлететь от горы, развернусь лицом по полёту позже. Адреналин стучит в висках, но параплан управляем.

Высота растёт, отлетаю в свободное от других аппаратов место и раскручиваюсь. Казалось бы, теперь можно наслаждаться – как бы не так! Солнце прогревает отсыревший за ночной дождь склон, и тот “стреляет” термическими пузырями. Состояние воздуха такое, что если заглянете в начинающую закипать кастрюлю – аналогия полная. За крылом надо постоянно следить – забросы и клевки купола грозят подскладываниями – клевантами “играешь” словно на пианино (“аллегро кон брио”). Ещё нужно следить за толпой других пилотов, летающих рядом. Болтает так, что укачивает.

Поборовшись с термичкой полчаса, решаю садиться рядом со знакомыми ребятами из Днепродзержинска (Костя, Сергей, Таня – привет!). Они, сказав, что сегодня здесь летать неуютно, пригласили поехать на побережье, в Коктебель, полетать в морском бризе. Там ветер, дующий с моря, почти не имел турбулентности, и полёты осложняли только расхождения со встречными аппаратами, особенно с тандемами с их очень ощутимым спутным следом. Тандем – это параплан увеличенной площади для пилота с пассажиром. Полёты над побережьем ошеломительны по красоте, которую подчёркивает контраст между горизонтальной плоскостью Чёрного моря и вертикальными изрезанными скалами береговой линии, а вдали возвышается массив древнего вулкана Карадага!..

Пляжная полоса и скалы нагреваются солнечными лучами и совместно с фронтом морского бриза дают область термодинамического восходящего потока, в котором поднимаешься на высоту в два раза больше высоты склона. После этого можно на сотню метров отлетать от берега и над морем крутить спирали и винговеры (серии крутых поворотов), а, потеряв высоту и возвращаясь к пляжу, с 10 метров снова возноситься вверх! А на старте к тандемам стоит очередь желающих “приобщиться” к небу. Уворачиваюсь от вновь взлетевшего тандема, который под радостные вопли пассажира начинает “вырезаться” ввысь. Солнце клонится за вершины Карадага. Сделав несколько винговеров, захожу на посадку, сложив концевые части купола натяжением крайних строп первого ряда (на слэнге – “сложив уши”) для увеличения скорости снижения. Хватит на сегодня, этот полёт продолжался 68 мин, а с утра я налетал больше 3 часов…

Сергей Рюмин

Назад
Hosted by uCoz