Игорь Кривко
инструктор Московского парапланерного клуба
Как выбрать себе параплан.
Несколько дельных советов професионала.

Покупка первого параплана - это переход на новый жизненный этап. С этого момента небо - Ваш дом, Вы будете думать о нем в каждую свободную минуту, будете черпать в нем силу, познаете его красоту, научитесь понимать его язык и будете разговаривать с ним и слушать его советы. Я хочу подсказать Вам основные моменты, вооружить Вас минимально необходимыми знаниями для похода в магазин, надеюсь, что Ваше крыло будет послушно и максимально безопасно.

При покупке параплана обратите внимание на следующие вещи:

- класс аппарата;
- площадь крыла;
- летные характеристики;
- материал, из которого сделан параплан (это особенно актуально для тех, кто покупает парапланы в странах СНГ).

Класс аппарата.

В мае 1996 года я наблюдал один неприятный инцидент: на учебном склоне появился незнакомый пилот, который уверенно расстелил на старте параплан “Альфа” и взлетел в совершенно нормальных условиях (ветер 3-4 м/с). После взлета параплан с превосходными летными характеристиками перенес пилота через место предполагаемой посадки (пространство 80 на 80 метров!) и тот оказался перед контрсклоном. Он резко затянул клеванты и купол встал “на дыбы”. Испугавшись пилот бросает клеванты, следует клевок и ситуация повторяется еще раз. На втором клевке с большой амплитудой пилот врезается в склон и получает множественные переломы. Кто виноват? Совершенно ясно, что купол здесь ни причем. На все 100% это - ошибка пилота. Его квалификация не позволила справиться с куполом, предназначенным для опытных парапланеристов. Подумайте над этим.

Сейчас существует несколько систем классификации парапланов. Все они основаны на прохождении аппаратом комплекса испытаний. Рассмотрим систему сертификации ACPUL. Параплан проходит 17 тестов: поведение при старте и приземлении; исследование диапазона скорости; применение аксессуаров (триммер, акселератор); стабильность при раскачке по тангажу; выход из заднего свала; выход из В-срыва с медленным и быстрым отпусканием В-ряда; поведение в повороте; маневренность; раскачка серией крутых поворотов; выход из асимметричного подворота передней кромки; выход из асимметричного удерживаемого подворота передней кромки; выход из негативного вращения; выход из симметричного фронтального складывания; выход из спирали. Параплан оценивается по совокупности тестов и ему присваивается один из классов:

- standard - предназначен для начинающих или пилотов выходного дня. Имеет хорошую стабильность, маневренность и прост в обращении. Должен пройти все 17 тестов. Если параплан снабжен триммерами и акселератором, то он должен пройти весь комплекс тестов при использовании того и другого;

- performance - предназначен для пилотов, летающих регулярно, предоставляет больше возможностей в полете. Более требовательный к пилотированию, но при этом сохраняет хорошую стабильность и возможность возвращаться к нормальному полету в руках пилота достаточной квалификации;

- competition - адресован пилотам, которые летают практически ежедневно;

- biplace - параплан для полетов вдвоем.

Парапланы класса standard должны выходить из всех перечисленных ситуаций без вмешательства пилота. Однако высокую стабильность аппарата совсем не обязательно отождествлять с низкими летными качествами. Параплан, летающий хуже может попасть в класс performance из-за недоработанной конструкции. Разница в поведении парапланов разных классов вполне реальна. Достаточно сказать, что парапланы performace допускают при выходе из 9 тестов клевки до 90 град., для возвращении к нормальному полету в некоторых тестах требуется вмешательство пилота, а при выходе из спирали допускается самопроизвольный проворот еще на 2 полных оборота. Про парапланы competition я даже не буду писать, т. к. предполагаю, что человек покупающий такое крыло не нуждается в прочтении этой статьи, а скорее сам может писать учебники по парапланеризму.

Нормальный путь смены куполов можно представить следующим образом: после окончания парапланерной школы человек начинает летать на куполе STANDARD и переходит на PERFORMANCE не раньше, чем через год полетов (или минимум 50-80 часов налета); далее пилот летает в различных местах (обязательно маршрутные полеты, полеты в высоких горах) и участвует в соревнованиях. Когда в его летной книжке будет 150-200 часов налета, можно подумать - нужно-ли Вам пересаживаться на аппарат класса COMPETITION ? Часто наши новички приобретают купола класса performance. Это нежелательно по трем причинам: во-первых, немедленная реакция такого купола на любое действие пилота (в том числе и неправильное) приводит к скованности, выработке неправильных навыков управления куполом и страху перед полетом; во-вторых, в отличие от куполов standard, ошибка на которую среагирует купол может стоить Вам жизни; в-третьих, строгий купол значительно ограничит Ваши возможности и Вы будете сидеть на земле сочтя условия опасными, в то время как Ваши товарищи будут часами парить в небе.

Площадь крыла.

Все производители указывают предельные значения веса пилота, для которых предназначен каждый конкретный параплан. Что подразумевается под этим понятием? Вес пилота - это Ваш собственный вес плюс вес одежды, шлема, прибора и т.п. плюс вес подвесной системы. Другими словами это все, что пристегивается к свободным концам параплана.

Известный факт, что большой летательный аппарат летает лучше маленького. Таков закон аэродинамики. Значит параплан большей площади летает лучше. Почему? Причин много и одной из них является непропорциональное изменение размеров конструкции при изменении размеров аппарата. Например, расчет характеристик сделан для параплана площадью 25 м.кв. Далее мы увеличиваем площадь до 28 м.кв.: пропорционально увеличивается крыло, но стропы остаются той же толщины, что и на предыдущем аппарате. На 28-метровом параплане уменьшилась относительная толщина строп аппарата, следовательно, уменьшилось сопротивление аппарата и возросло его качество. Но это не означает, что все могут летать на больших куполах. Вступает в силу понятие “нагрузка на крыло”.

Практика показала, что оптимальная распределенная нагрузка на крыло равна 3.1 кг/м.кв. Нагрузка рассчитывается по формуле: (вес пилота плюс вес купола) разделить на площадь купола. Если нагрузка меньше 3.1, то купол недогружен; если больше - перегружен. Плохо и то и другое. Ниже приведена таблица, которая показывает, как изменяется поведение купола при перегрузке и недогрузке.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПЕРЕГРУЗ

НЕДОГРУЗ

Скорость гориз. больше меньше
Скорость вертик. больше меньше
Качество небольш. разница небольш. разница
ПОВЕДЕНИЕ
Подъем купола легче сложнее
Старт без ветра бежать больше бежать меньше
Старт с ветром легко сложно
Нагрузка на клеванты больше меньше
Чувствительность к клевантам выше ниже
Управляемость подвеской лучше хуже
Вход в вираж очень быстрый с трудом
Радиус виража (при минимальной скорости снижения ) увеличивается уменьшается
СКЛАДЫВАНИЯ
Частота реже, но тяжелее постоянно, но менее тяжелые
Выход быстрый и резкий с очень сильными клевками медленный и неохотный (треб. мощная и продолжительная прокачка)
Отсюда видно, что отклонения в любую сторону нежелательны и лучше летать на куполе “своей” площади. Если Вы весите 40 кг. - смиритесь с судьбой ! Ваш купол - 18 м.кв и он будет уступать в летных качествах куполу той же модели но площади 25 м.кв.

Летные характеристики.

Первая характеристика, которой обычно интересуется покупатель - это “аэродинамическое качество крыла”. Оно определяется отношением горизонтальной к вертикальной скорости аппарата. Качество равное “6.5” означает, что параплан пролетит по прямой в неподвижном в воздухе 6.5 км за 1000 м потери высоты. Качество - довольно обобщенная характеристика и не дает представления о возможностях купола.

При приобретении купола следует обращать внимание на следующие характеристики: вертикальная и горизонтальная скорости купола насколько велики радиусы разворота купола, насколько легко купол входит в разворот, насколько купол подвержен заднему свалу и каков рабочий ход строп управления, как изменяется соотношение скоростей при использовании акселератора, насколько купол склонен к подскладываниям, насколько легко поднимать купол при старте. На эти вопросы не дают ответа тесты, проведенные при сертификации. На испытаниях исследуется реакция купола на экстремальные ситуации, а не легкость попадания в них. При одинаковой цене Вы можете приобрести параплан устойчивый, с прекрасным соотношением скоростей, хорошо управляемый и сможете летать на нем многокилометровые маршруты, но можете получить плохо управляемое крыло, которое в течение всего полета будет складываться и “гулять” у Вас над головой. Оба параплана будут иметь одинаковое качество, но второй будет постоянно проигрывать при обработке потоков и не позволит пролететь даже небольшой маршрут. Вывод - выбирайте параплан с максимальной горизонтальной скоростью при минимальной вертикальной, устойчивый в полете и легкий на старте, хорошо управляемый и не подверженный сваливанию.

Материал, из которого сделан параплан.

Стоит-ли приобретать параплан за 1200-2000$ из “буржуйской тяпки”, когда есть возможность купить “почти тоже самое” за 600-800$ из отечественной ? Ответ однозначный, - ДА, ДА, ДА !!

Во всем развитом мире парапланы изготавливают из тканей и материалов, предназначенных только для этого спорта. Парапланерная ткань имеет ноль-продуваемость, армирована так, что не вытягивается в различных направлениях и годы сохраняет форму крыла, прочность на разрыв, достаточную только для использования в данном виде спорта, минимально возможный вес, придающий ей малую инерционность и позволяющий крылу быстро восстанавливаться из подскладываний. Такие же строгие требования предъявлены к стропам, менее строгие - к карабинам, материалам для свободных концов, соединительным звеньям. Сертификацию проходят парапланы, изготовленные именно из этих материалов.

В то же время на нашем внутреннем рынке широко практикуется производство парапланов из “отечественной ткани”. Могу сказать, что в России не производится парапланерной ткани вообще и так называемая “отечественная парапланерная ткань” на самом деле является курточной, палаточной и т.п. Аппараты из этих тканей выпускаются, во-первых, из-за низкой покупательной способности наших энтузиастов (удешевить производство за счет использования материалов, имеющихся в свободной продаже) , во-вторых, в целях эксперимента (попробовать насколько пригодны в авиационных видах спорта эти материалы). Последние годы активного развития парапланерного спорта показали следующее: при замене материала ухудшаются летные характеристики крыла, снижается срок жизни параплана и понижается его надежность в экстремальных ситуациях. Сегодня производится все меньше парапланов из “отечественных” тканей и абсолютное большинство квалифицированных пилотов отдает предпочтение качественным аппаратам.

Итак,
когда Вы определите класс, к которому должен принадлежать Ваш параплан, приступайте к изучению рынка исходя из максимума финансовых возможностей и отдавая предпочтение аппаратам в соответствие со следующими приоритетами:

Приоритет № 1:
- сертифицированные парапланы импортного производства (на каждом параплане ставится серийный номер и сертификат);
- наличие достоверной информации упрощает выбор из множества моделей. Приятно обнаружить, что параплан ведет себя в воздухе именно так, как обещал производитель;

Цена 1500-5000$;

Приоритет № 2:
- сертифицированные парапланы производства России и стран СНГ (парапланы сделаны из сертифицированного парапланерного материала;
- на каждом параплане ставится серийный номер и сертификат);

Это всего несколько моделей парапланов на весь бывший СССР.
Цена около 1500$.

Приоритет № 3:
- несертифицированные парапланы производства России и стран СНГ, сделанные из импортного сертифицированного парапланерного материала на одной из авторитетных парапланерных фирм;

Неплохой вариант, если Вы испытываете финансовые трудности.
Цена 1000-1500$;

Приоритет № 4:
- несертифицированные парапланы, сделанные из импортного парапланерного материала кустарным способом (никакой гарантии на то, что на параплане не стоят например некачественные стропы или что параплан сшит неподходящими нитками);
- парапланы, сделанные из непарапланерных материалов (материалов для воздушных шаров, палаточных тентов, парашютов, парусов, одежды и т.д.);

Летать на таких парапланах ВСЕГДА опаснее, но они распространены на нашем рынке в силу низкой цены.
Цена 600-800$.

 
Hosted by uCoz