…Здесь климат иной…
Узун-Сырт, 17 сент.2011. Старт с северного склона. Погода отличнейшая. Ветер северный 6 м/с. Занёс в GPS маршрут до Меганома с ППМ в Солнечной Долине. Крыло МАС Envy-2.
…
Набрал 1200 м, первый раз в Крыму (дома над равниной было 3150 м). Этот полёт не соревновательный, поэтому, имея такой набор, захотел, сделав крюк, пролететь над Кара-Дагом. Но, увидев, что над вершинами не пройти – стало опускать нисходняками – возвращаюсь на прежний курс.
Вот и расплата за любознательность: потеря высоты. Подлетел к Эчки-Дагу почти посередине хребта ниже перегиба. Рискну перелететь – ветер-то на хребет – должен быть динамик. Ну и засёк возможное место приземления – площадка с домиками среди леса, если не удастся набрать…
Набираю в динамике, ищу термические потоки. Нашедши, набираю в потоке восьмёрками и вылезаю над перегибом. Вдруг поток резко закончился и сильно тряхнуло. Сначала подумал, что я из него вывалился с краю, попытался вернуться, искал, но – нигде ничего. И резко увеличился "горизонтальный" ветер. Похоже, что этот термопузырь оторвался и ушёл вверх, а на его место пошёл более холодный воздух без вертикальной составляющей. (но это я сейчас понимаю, а тогда сначала пытался искать пропавший термик). Начало сдувать с потерей высоты (запас около 150 м над перегибом ложбины). Выжимаю аксель наполовину – всё равно сдувает, жму полностью – снос прекратился, но стала быстро таять высота, а я уже ЗА перегибом.
Здесь и надо было сразу разворачиваться по ветру и валить за перегиб, пока был запас высоты. Но я, в замешательстве (что делать лучше/хуже), захотел уйти на акселе направо за край хребта – и увидел, что не долечу, а при этом и сносит назад, и высота тает. Понимаю, что если ещё несколько секунд прощёлкаю, то свалюсь прямо за перегиб (или даже "перерез" – настолько он острый). С щемящим чувством (ууу, б…, знаю, что "щас" будет) разворачиваюсь по ветру и лечу в "пропасть" за хребтом (остаток запаса высоты около 40 м), приняв вертикальное положение в подвеске и чуть поджав клеванты…
Несколько секунд полёт нормальный, и – НА!.. по крыше – крыло "исчезает", тут же "появляется", кидается в сторону, ныряет вперёд. На, ещё сложение!.. Руки "машут" на "автомате", но недопустить, естественно, не успевают… Ё… НА!.. поднимаю голову – и вижу свёрнутое крыло на фоне скалы, стропы – в горизонте, я – где-то сбоку. У крыла 70% асимметрия, и, как в замедленных кадрах, вижу как оно открывается по отсекам: тыц, тыц, тыц… Успеваю подумать "только бы не галстук"… После открытия доворачиваю по ветру, готовясь отрабатывать очередные заслуженные плюхи… посмотрел вниз: ууу…, тут запаску лучше не бросать (пока крыло хоть как работает): острые скалы, распластает тушку как на мясокомбинате… и, опять "вдруг", всё стихло и только в тишине трещит варик, показывая стабильные –3,7 м/с.
В-общем, прокатился я по вершинам роторов, и теперь осталось выбрать, куда можно сесть: за Эчки-Дагом Солнечная Долина, изрезанная глубокими оврагами. Но полёт очень ровный и легко определилось, что долетаю (без запаса, но точно) до хорошей плоской площадки за водохранилищем перед виноградниками, поближе к посёлку. Захожу на неё слева, с разворотом на север (предположительно сохранившееся направление ветра) и наблюдаю нисколько не уменьшающуюся, а даже возрастающую скорость относительно земли. Высоты нет, ни для разворота, ни для ещё большего доворота… В башке всплыла дурная мысль – "с такой скоростью я не пробегусь, но в подвеске протектор!, так не сесть ли на него"… Только усилием воли заставил себя – нет, только на ноги!.. Касательный удар, ноги сгибаются, кувырок (как он получился сам собой, совсем мягкое касание!, память парашютная с молодости?.. Евгений Юрьевич, спасибо за обучение) – и я лежу на земле, затягивая клеванту для гашения рвущегося крыла. Встаю – всё в порядке, даже не зашибся! наклоняюсь к приборам – GPS выдаёт: "человек за бортом! Запомнить навигацию к этому месту?". Обалдело улыбнувшись, нажимаю "нет" и осматриваю место. А ветер-то здесь внизу ни фига не северный, а, в "затенении" Эчки-Дага, его передавил бриз с моря, и он – юго-восточный, т.е. надо было на посадку заходить справа–налево. Местные пилоты это знали, а я… теперь тоже! Ну, и над хребтами буду соображать быстрее.
Под траекторией захода на посадку увидел интересное природное образование: группу скал. Представьте на относительно ровной поверхности акулий зуб высотой 20…30 м – вот такой, копия, в окружении трёх-четырёх меньших в два раза… А я их и не заметил при подлёте (с узкого ребра скал), сконцентрировавшись на площадке, в которую целился…
…
Перефраз: Ошибки – мать опыта… Всё-таки, личный опыт усваивается лучше любого книжно-устно-общественного, и приятно, что всё закончилось хорошо. Страшно стало только на следующий день в полёте в жёстком термодинамике, да ещё чёртова толпа, в которой постоянно встречался один… эгоцентрик на синем "Концепте"…
…
А какая красота природы при виде с большой высоты в таких горных полётах! Ах, эх и ух!.. Полёты в степь при южном ветре с Узун-Сырта не дают и толику таких эмоций!..
трек
…
И крыло МАС Envy-2 мне понравилось своей надёжностью в раскрываемости (при отсутствии "нескладучести"; более резкое по сравнению с Eden-2; индифферентно под ним летать нельзя: и ранее в колбасне встречал и ассимметрички, и лёгкие фронталки, и подвисания). Причём мне понравилось плавное, а не резкое, не "взрывное" наполнение, без последующих забросов.
Сложенные "уши" (пилотом – у крыла. не наоборот ;-)) раскрываются полностью сами (у Eden-2 "ухи" залипали). Интересна одна особенность, которой не замечал на других крыльях: при складывании одного "маленького" уха (за одну стропу) и нейтральном положении подвески крыло проявляет тенденцию к слабому повороту в сторону открытой консоли, а не подсложенной (проверено ранее дома) …
…