В июле 2002 я стал обладателем параплана "Муся". Несколько раз взлетел на буксире, и две недели в сентябре летал в Крыму на Узун-Сырте. Для желающих делюсь своими впечатлениями.
ПОДЪЁМ
Купол легко поднимается любым методом (прямым и обратным стартом, прямым, скрёстным и комбинированным хватом) и легко наполняется. В ровный слабый ветер (4…5 м/с) свободно поднимается одним корпусом.
ПРИЗЕМЛЕНИЕ
Самое обычное, без вопросов.
ДИАПАЗОН СКОРОСТЕЙ
В цифрах не замерял - нечем, но хорошо заметен.
ПРИМЕНЕНИЕ АКСЕССУАРОВ
Акселератор выжимается полностью при умеренном усилии, скорость воздушная заметно возрастает. В турбулентности купол иногда ныряет (что естественно), поэтому лучше сначала сложить "уши", а потом давить "аксель". При этом клевки купола имеют малую амплитуду и чётко ограничены. Скорость ещё более возрастает, качество падает незаметно (в одном полёте при сильной термичке меня пёрло вверх при малых "ушах" на "акселе"). Триммеров нет.
СТАБИЛЬНОСТЬ ПРИ РАСКАЧКЕ ПО ТАНГАЖУ
Крыло очень лёгкое, при полёте в турбулентности заметна болтанка и небольшие клевки и подскладывания, которые мгновенно восстанавливаются самостоятельно. Часто даже не успеваешь отрабатывать клевантами, как всё уже нормально.
Полёт на минимальной скорости.
Большой рабочий ход клевант. При полёте на малой скорости на малой высоте в слабом динамике на выдавленных (плавно) до подвески клевантах крыло не срывается, а уверенно летит.
В-свал
"Муся" замечательно себя ведёт при этом режиме - как вход, так и выход. Я был вынужден воспользоваться этим режимом для экстренной посадки в одном полёте с усилением ветра и термички. При вводе - усилие на лямках В-ряда невелико, очень просто держать, никаких рывков. Валится практически вертикально (без движения вперёд). Скорость снижения, в зависимости от глубины втягивания лямок, по ощущениям достигает ~ 10 м/с. Это был мой первый В-срыв, поэтому я прекращал его трижды, чтобы узнать, как быстро из него можно выйти - на высотах 150м, 80м и крайний раз я "падал" до высоты ~ 30 м ! "Муся" выходит из него практически мгновенно, клевков при этом не было заметно вообще. Но уточню, что это было при термичке и, соответственно, восходящих потоках +2…+4 м/с.
ПОВЕДЕНИЕ В ПОВОРОТЕ. МАНЕВРЕННОСТЬ. СПИРАЛИ
Очень маневренный купол. Легко входит в поворот. Единственная неожиданность по причине моего малого налёта - пологая спираль легко может перейти в крутую, но это только при недостатке навыков пилотирования. Здорово разгоняется и выходит из спирали с заметной горкой и последующим клевком, который легко отлавливается клевантами.
ВИНГОВЕРЫ
Их я делал неглубокими (до 50 град.), поэтому комментариев нет.
"УШИ"
Просто выполняются. Купол устойчив и управляем (весом) при маленьких (по одной стропе) и при больших (по две из трёх строп) "ушах". При складывании одного уха купол летит прямо и может поворачивать в противоположную сторону при небольшом управляющем противодействии весом или (и) клевантой. Раскрываются "уши" самостоятельно и плавно (постепенно, без хлопка). Складывать "уши" рекомендую в перчатках - тонкие стропы режут голые пальцы немилосердно - весьма ощутима тенденция к самонаполнению.
Остальные, "крутые" тесты (задний свал, фронтальное складывание симметричное и асимметричное, асимметричный свал и негативку) я не проводил. Опыта мало, но достаточно для того, чтобы знать, что их надо делать над водой, имея запасной парашют и спасательную команду на катере. Кувыркаться без запаски над виноградниками с их столбами и проволокой - не хотелось.
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
"Муся" - замечательный параплан для самокритичных, без завышенных амбиций, пилотов. Для полётов в горах или на парамоторе, полётах для себя (если нет желания занимать призовые места на соревнованиях), более "крутой" аппарат - ни к чему. Подходит и для начального обучения, только полных "чайников" надо предупредить, чтобы при поворотах глубоко не задавливали клеванту - быстрое вхождение в глубокую спираль на малой высоте (начальное обучение) может "не понравиться".
Сергей Рюмин