В планерном клубе
Аэродром Щекино, Клинский р-н
в конце мая 2022 г. приехал осуществлять мечту детства
На осуществление мечты я долго копил, планировал: вот в 60 выйду на пенсию и поеду. А эти цуки - не, ..ять, работай ещё 5 лет (а потом ещё,.....).
А тут другие цуки с принудительной вакцинацией: мпх тебе, а не работа, сдохни или от псевдопрививки, или от голода.
А я - вот Оно! Возможность сделать то, о чём мечтал! Вам мпх, а я поехал!!!...
20 мая приехал, и вечером сразу первые полёты с инструктором. Планёр - двухместный Бланик Л-13. В качестве буксировщика для начального набора высоты - высокоплан Вильга.
На взлёте инструктор уже велел пробовать держать планёр за буксировщиком.
А после отцепки ещё крутить спирали (крен 20-30 град.), и делать змейку.
Пока жду очереди, вызвался помогать на аэродроме. Разбирали мотопланер Stemme.
21 мая. День второй.
23 мая. Сегодня ночью было холодно. Утром везде иней, вода в бутылке на улице промёрзла на четверть.
24 мая. Днём разбирал старый Бланик - подготовка его к ремонту.
25 мая. Сегодня ночью подход к земле снился.
26 мая. Сегодня опять круги. Отрабатывали "коробочку" - контроль сочетания местоположения поворотов с высотой, плюс вёл радиообмен.
27 мая. С ночи весь день дожди. Инструктор уехал в Москву на комиссию - хочет переучиваться на большие самолёты.
28 мая. До обеда - вывозные контрольные круги с другим инструктором.
29 мая. Утром предэкзаменационные полёты по кругу, в ощутимой турбулентности. На первом взлёте небольшой дождь залепил лоб фонаря.
30 мая. На утро готовились к 2 контрольным с инструктором и к 4 самостоятельным.
31 мая. С самого утра дождь.
01 июня. С утра - круги. Т.е. основное время первого года обучения - это полёты по кругу, взлёт - посадка.
2 июня. Были две "зоны". Это набор на буксировке до 1000 м, потом срывы в штопор, вывод, до снижения до 800 м. Затем на оставшейся высоте поиск и обработка термиков с кренами 45 и 60*. По ощущениям 45 град выглядит как 60, а 60 - как 90 град.
3 июня дождь почти весь день, инструктор уехал... Лишь вечером у другого учлёта с др.инструктором были полёты.
А 4 июня, в субботу - с утра солнце, кучёвка - понаехало спортсменов и пассажиров покатушечников столько, что летали два буксировщика, а инструктор сказал, что до меня может и не хватить времени. С трёх часов дня околачивался около старта, стараясь быть на виду у инструктора...
5 июня с утра опять дождь... Дождь и холод... Только к вечеру слетал на самостоятельный штопор по программе. Хотел ещё, но два инструктора сказали: "зачем ещё, давай лучше зону и два круга с инструктором"...
6 июня. С Андреем Л. слетали на ознакомительное парение. На буксире затягивали на тыщу, причём буксировщик сам искал потоки. Отцепились и начали крутить, до базы, 1300м.
7 июня. С утра расчехлили планёры и ждали на старте кучёвки. Так и не дождались. В полдень пара (Янтарь и ЛАК) полетали, но потолок был 800 м.
8 июня. После набора доложился, начал работу в зоне. Неподалёку крутился другой планёр (потом оказалось, что там был мой инструктор с другим курсантом). Подлетел к нему, начали крутить то вместе, то порознь. Иногда он был выше, иногда я. И вдруг я нахожу поток около +4...+5 м/с. Облаков нет, всё небо чисто-голубое. Закручиваю, стараясь оставаться в зоне макс.подъёма. без пищалки сложнее - надо часто смотреть на вариометр, но осмотрительность ещё важнее - вижу, как второй планёр идёт ко мне. Вдвоём быстро выкрутили до 1700 м, до слоя инверсии. Выхожу на север, против ветра от аэродрома.
9 июня. Подбил финансы - мне может хватить на второй курс. Обучение подряд будет даже чуть дешевле, нет необходимости вводных полётов с инструктором в случае длительного перерыва.
10 июня летали на парение парой. Причём потоки крутили уже парой впритык. В спирали расстояние между консолями бывало около двух размахов крыльев. Крен 45+- град. поэтому соседний планёр видишь точно с его спины, как проекцию сверху. Похоже на воздушный бой, когда оба заходят в хвост друг другу.
11 июня. На сегодня прогноз слабый, потолок около 800 м...
12 июня летали на парение в группе. Группа достигала пяти планёров - наши два на одной высоте и ещё три ниже на сто-двести метров.
13 июня тоже непогода. В полдень начался дождь.
14 июня съездил в город за остатком сбережений. Возвращаюсь - километрах в 3...5 от аэродрома погромыхивает гроза. А с подветренной - нормальная кучёвка... Вдруг слышу - самолёт тарахтит, Як-12, да ещё и Бланик тащит на полёты по кругам.
15 июня с утра низкая (700...800м) облачность, парение не получится. Помогал на старте летающим Круги, потом опять на стройку... У-у-у-у...
16 июня зато почти три часа парИл. По метеоусловиям можно было ещё, но задница отнялась - очень неудобное сиденье в Бланике.
17 июня прогноз так себе, но полетел. Потолок 900 м и мало времени, дальше дожди обещали. Один полёт 36 мин, нашёл поток +2...3 м/с... И сильный дождь - залепило весь фонарь, плохо видно всё... Решил слинять на посадку, чтоб не садиться в таких условиях. Сел норм., и через 15 мин подошла и туча.
18 июня в первой половине дня два полёта по часу. Крутил около дождевых осадков и на переходе пролетал сквозь них.
20 июня два полёта (один с инстр., другой соло). Во втором летали парой в одном потоке.
22 июня два полёта.
23 июня полёты ничем не примечательны. Но инструктор сказал, что центрую поток и работаю в паре хорошо.
24 июня. Слетал микромаршрут. В б.д. Леонардо получился треугольник ФАИ 50км. 3ч 18мин.
25 июня отлетали с инструктором на выпаривание с малых высот 250...100 м. На сотне метров весьма нервотреплюще...
26 июня пролетел 90 км за 3,5 ч. (Дальность по замкнутому).
27 июня полетал против ветра и назад. Проверял, сколько надо высоты, чтоб вернуться от какого-то места. Высоты менялись от 1000 до 1800 м.
28 июня слетали два упр."площадка". В первом управлял и показывал инструктор, во втором - я, под контролем инструктора. Отличие от посадки на аэродром - в выборе "точки прицеливания" на финальной глиссаде. Площадка хоть и учебная и подготовленная - не вся подходящая. Там, где касаются колесом, тормозят, а позже взлетают - растительность скошена. А выравнивание и выдерживание идёт над высокой травой со скрытыми под ней ямами (ходили ногами накануне).
29 июня то же упражнение - контрольное. Инструктор вмешивается только в крайнем случае.
1 июля. Выполнил контрольную и самостоятельную "площадки".
2 июля. Сегодня освоил новый тип планёра - Smyk PW-5
3 июля, во второй день, летал на нём уже спокойно. Ручку держал тремя пальцами, как джойстик.
5 июля собирались на маршрут - не было условий. Сегодня собрались - подошла огроменная грозовая туча...
6 июля. Полетал на PW-5 при низкой базе (800...900). Против ветра шёл под облаками почти без спиралей, иногда под крыло поддавало весьма сильно (немного можно представить КАК может подавать в грозовой туче...).
7 июля весь день заполняли лётную книжку, за все полтора месяца полётов. Так, чтобы это было юридически правильно. (Труднее, чем летать. Первый экземпляр запорол, а поправки - низзя)
11 июля. Я дома..
Так и пролетели два года обучения за полтора месяца...
Фотоотчёт смотрите в разделе "Фотоальбом полётов"
Удерживание за буксировщиком.
Повороты на 90 град. с контролем направления на выбранный заранее ориентир.
На Бланиках два инструктора. Мне достался Семён, спокойный, добродушный, ошибки чайников принимает спокойно.
После пошёл на помощь по разборке старого фюзеляжа.
Вечером - вторая серия кругов.
Встретил тут Ладу Баламут. Помните её песни?
Вечерние круги. Ну, тут прям экспресс-обучение - инструктор велел самому сажать...
Но, хорошо, ошибки пресекал на корню, не давал сильно накосячить...
В термичку при сильном (для парапланов) ветре планёр тоже не слабо штырит - в одном полёте на буксире еле рулей хватило, чтоб удержать за самолётом. Офигенно, что не сложится ничего.
Но спасательный парашют есть у каждого.
Как выходить из штопора, или из планера - рассказывали.
Планер весит 300 кг пустой. Мах полётный 500.
Для экономии средств вызвался на подработку на аэродроме (слесарная, монтажно-демонтажная)
По полётам - сегодня вечером запланировано 12 кругов.
И сказано:
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте".
Вечером старт на востоке и на взлёте против солнца почти не видно буксировщик, и на посадке ещё хуже видно землю.
Взлетели, а садились на южном старте. Солнце сбоку, но и ветер боковой. Идёшь к земле боком...
Самое трудное - правильно пользоваться интерцепторами.
Вот только-только начал ими пользоваться как-то...
Зато посадка с боковым ветром и правильный контроль курса - на хорошо.
Два заключительных полёта - после захода солнца, в сумерках.
Учебные полёты запланированы на вечер - весь день сильный ветер.
Вечером - "круги". 12 шт.
На взлёте за буксировщиком пилотировал уже полностью сам.
Пользование интерцепторами опять вначале шло туго...
Но 4 заключительных полёта выполнил таки без вмешательства инструктора. Оценки на "удовлетворительно".
А вчера вечером кто-то с работы звонил - брать не стал...
На затяжке даже немного уже расслабляюсь и представляю, что вражескому истребителю в хвост захожу,.. Только здесь - без упреждения для стрельбы. ??
А грохот отпущенной ручки отцепки - как выстрел из пушки.
(Надо 2 раза "стрелять". Второй - контрольный).
Буксировочный трос синтетика, 10...14 мм, длиной 50 м. Не сматывается. Отцепка под тягой, чтоб наверняка отцепился.
Сегодня летали на нештатные ситуации на буксировке, а потом ещё на штопор. Второй раз из срыва выводил сам.
На планёре при полёте вдвоём учлёт сидит спереди, инструктор сзади. При одиночном полёте - пилот всегда спереди.
Особое внимание уделял своевременной работе интерцепторами и правильному выравниванию. Из-за этого вдруг ухудшились координированные повороты...
Из 12 посадок инструктору пришлось вмешаться в двух и в 2-3-х давал советы.
Но около шести посадок сделал сам, хоть и коряво... На 3+.
Приедет в воскресенье.
инструктор другой, и требования немного, но другие.
Но посадку выполнил, при несколько исправленном инструктором на третьем и заходе на 4 разворот.
В болтанку, за буксировщиком грубовато работаю педалями...
Болтанка для меня такая, что раза три еле выравнивал планёр за буксиром, но удалось не дёргать буксировщик за хвост.
Два полёта с заклеенными приборами: 1-й - высотомер, 2-й полёт - указатель скорости, для имитации отказов.
Следующий полёт - с имитацией самоотцепки - от этого момента, доложив по рации, и, оценив запас высоты нужно лететь к третьему Самолётному развороту. Затем - посадка.
А у меня - первое желание сразу развернуться к центру аэродрома...
Следующая вводная: имитация недолёта. Тут действовал и показывал мне, что нужно делать, инструктор.
Тут я просто обалдел: он стравливает высоту интерцепторами так, что просто уже недотянуть до полосы из-за стены деревьев. Здесь он на пикировании разгоняет планёр прямо в чащу, и над кромками деревьев на бешеной скорости, едва не задевая макушки, вылетает на посадку.
Офигенно впечатляет...!!!...
Уточнение относительно необходимости пикирования при недолёте: такое чаще возникает при жёстких нисходняках, и идея разгона на пологом пикировании в том, чтобы быстрее покинуть эту зону. Уменьшение высоты увеличивает скорость, и мало меняет общий запас энергии (потенциальной плюс кинетической), что даёт перед кромкой леса запас скорости опять взмыть вверх.
Вечером помогаю сопровождающим, рядом ходит грозовая туча, затягивают очередной планёр, и тут КАК УЕ...дарит молния!!! Прямо над стартом. Машины завыли, собаки съе...сь, планёр пошёл на посадку по короткому кругу.
Инструктор с учлётом вышли с волосами дыбом. Но не от страха, а от Статики!!! Молния прошла прямо рядом с ними.
Туча над нами остановилась, пошёл град.
Как туча отошла - у меня два контрольных с инструктором, а затем два - с проверяющим.
В первом же полёте с экзаменатором опять пошёл дождь, но до посадки закончился.
Экзаменатор - начальник аэродрома. Он решил проверить меня ещё, слетав третий полёт, а после посадки вылез из планёра и сказал: "Давай, лети".
Совершил два самостоятельных полёта.
После посадки все присутствующие (начальник, РП, инструктор мой и другой, выпускающие) поздравляли и фотографировали.
К ночи пригласил всех на "магарыч", и в беседах за общим столом мне сказали, что у меня это первый полёт, и у моего инструктора это первая группа курсантов, в которую я был записан позже всех, а вылетев самым первым, я у этого инструктора - тоже самый первый "оперившийся".
Но первый самостоятельный полёт - это ещё далеко не всё. Сейчас налёт 9 час, а курс первого года - 19 час.
Ещё будем летать, и ещё какие-то упражнения выполнять: и штопор самостоятельно, и парёжку в потоках,.. ну и круги - оттачивать и шлифовать. Сказали, что слетал на "хорошо", но сам я оцениваю на балл ниже.
Будем Летать!!!
И в первом же полёте на высоте 20 м буксировщик командует: "Отцепляйся! Отцепляйся!!!".
Я затупил, инструктор дёрнул замок отцепки - перед нами лес. Пока соображал - чувствую, что инструктор взял управление, я не стал соваться, сели в поле сбоку от стены леса.
На буксировщике не тянул мотор. Опасности неотцепки в таком случае - уронить оба летательных аппарата. У вильги с неработающим мотором качество планирования как у Бурана, около 4 единиц, валится вниз, как кирпич. А если планёр не станет снижаться за самолётом, то за трос поставит его ещё вверх хвостом, со всеми вытекающими...
Вот такая боевая предпосылка...
Хорошо, что не в одиночном полёте - я-то, конечно, стал бы действовать, но не было бы поздно...
После первого самостоятельного - курсант ещё не пилот.
После второго контрольного - 4 самостоятельных.
Два полёта на тройку: раз не доехал до точки, второй - на повышенной скорости переехал. Третья посадка на "хорошо". А после четвёртой - инструктор поднял вверх большой палец.
Другой инструктор, Анна, тоже похвалила и сказала "хорошо", и что крены на пробеге держу. Посадка на две точки - колесо и хвостовая лыжа. Остановился после пробега прямо около условного Т.
Вечером круги. Расчёт поворотов хор. Посадки... 3+ ... 4-
Сегодня чуть припоздали с выкаткой, и началась термичка. Вначале слабо, а к заключительным полётам стало уже долбить так, что ручкой и педалями на затяжке приходилось работать на полный ход, резко, от борта до борта.
Два раза инструктор интересовался - продолжаем или отложим. Говорю: "Всё нормально. К полёту готов".
Ручку держал сразу двумя руками.
Программу отлетали, основное внимание уделял высоте-дальности для своевременных поворотов и мягкому приземлению. Посадки на твёрдую 4, хорошо.
А по поворотам - из-за термички иногда поднимало, иногда сливало, поэтому приходилось корректировать траекторию (распрямлять или заужать).
Днём работал на стройке, и отвлекли на помощь - выпускающим. После посадки другого курсанта залез в заднюю кабину: обзор значительно хуже.
На первой зоне инструктор дважды набирал до тыщи в термиках, поэтому сделал 4 срыва и вывода, потом инструктор предложил сделать/показать штопорную бочку - я говорю "давай!
Это ещё более впечатляющая вещь!..
Перегрузка ещё больше. Мне слегка "поплохело", не до тошноты, но до предвестника... Высота ещё была, Семён говорит: "давай ещё два штопора". Я выполнил, но уже с ошибками: раз ногу не до конца, другой - выход с креном. Потом ещё спирали с креном 45*... Приустал так, что с трудом вспомнил, как на посадку заходить...
Сели, в планах можно бы ещё две зоны - но, говорю, надо бы мне отдохнуть... Поехали на обед, но, чувствую, он может "не приняться"...
Тут директор вдруг велит сходить помочь на стройке. Я даже обрадовался... Через полтора часа звонит инструктор - давай на старт!
Пока ходил пешком - проветрился, и во вторую зону поднялся уже в более нормальном состоянии. Термичка к вечеру подутихла, наборов не было, и высоты хватило только на два срыва в штопор.
На посадке инструктор показал пролёт на "экране", на повышенной скорости, на высоте 10...20 см от колёса до земли проскользили через весь аэродром до стоянки планеров.
Он работал на самолёте-буксировщике. Часам к шести нашлось время, и меня, наконец, пригласили в пилотажный Бланик, со другим инструктором, Андреем.
Взлетели, поднялись в зону, я доложился о готовности к заданию. Под контролем сделали по два парашютирования, два штопора и два скольжения на крыло, которое применяется для сброса высоты, если не работают интерцепторы. И несколько виражей.
После приземления спросил у инструктора "можно ли ещё слетать"? Он спрашивает: "Готов к самостоятельному?" отвечаю "ДА".
Подготовили заднюю кабину к одиночному пилотированию (всё надо закрепить). Докладываю: "к взлёту готов. Зона 1000".
После взлёта и набора высоты самолёт делает отмашку крыльями - я отцепляюсь и докладываю об этом.
Меня отцепили на "подсолнечной" восточной стороне, чтобы инструкторам было меня лучше видно. Делаю спираль осмотра, нахожу аэродром и докладываю: "к востоку от точки, высота тысяча, готов к выполнению задания".
Ответ: " Выполняйте".
До этого мы (и все остальные) делали срыв в штопор - и сразу, мгновенно, вывод. Поэтому штопора особо-то и не было: полвитка всего.
По подсказке разворачиваюсь навстречу ветру, носом на аэродром.
Начинаю плавно выбирать ручку на себя, скорость падает, Бланик начинает дрожать, предупреждая...
И ногу вперёд, до упора, и ручку полностью на себя. Планёр сваливается носом вниз,.. я решил долю секунды помедлить с выводом - Вот! началось вращение! Теперь ногу другую - против вращения, как оно остановилось - педали нейтрально, ручку в нейтраль, и даже чуть на себя (на Бланике её от себя не надо). И вот вывод! Я сделал ровно один целый оборот, и вновь направлен носом на аэродром!!!
Тут же второй штопор в другую сторону. На выходе высота 800 м. Ниже штопор делать запрещено. Доложил: "задание выполнил". Дальше просто делаю разнонаправленные спирали. После снижения до 400 м доложил, что нахожусь на первом развороте (для захода на посадку).
На четвёртый разворот зашёл нормально, но после снижения и выравнивания оказалось, что не учёл сочетание встречного ветра с тем, что на восточном старте-посадке полоса идёт "в гору" - поэтому не доехал до остановочного знака метров 50...
Но инструктор штопор похвалил, и обратил внимание на эту ошибку при посадке. Хорошо, что я и сам её осознал.
И результирующее резюме: "молодец, поздравляю с самостоятельным выполнением полёта на штопор" и сказал, что я уже вплотную приблизился к полностью самостоятельным полётам.
Последствий у вестибулярного аппарата от эволюций никаких! Один чистый адреналин и восторг!!!
(Но спина и подмышки были мокрые)
Семён в зоне спросил: "сделаем поворот на горке?" Я, с улыбкой до ушей: "ага!"
Потом просто полетали по большому кругу над Истринским водохранилищем, над окружающими деревнями... Затем два круга, контрольных... И, несколько неожиданно, курс "первого года", начальное обучение - закончилось...
Налёт 15 час. Надо до нормы 19 налетать ещё 4 часа самостоятельных, до получения 3 разряда.
Остаюсь и летать и на сколько хватит (тут плата в конце дня по факту) денег ещё по второму курсу.
Крутил и показывал "как" инструктор. А я старался больше запомнить местность, чтоб не заблудиться.
Выбрав первый поток, полетели навстречу ветру к следующему облаку. Здорово летит, быстро. После второго набора полетели в сторону г.Клин.
Тоже всё старался запоминать ориентиры, по которым найти "дорогу" до аэродрома. И как-то незаметно слились до 650м. Инструктор сказал: "что-то мне это не нравится" и чуть позже "так мы не долетим..."
Начинаю вертеть головой, пытаюсь найти подходящую "поляну" для посадки...
Всяких лугов много, для параплана и дельта - где сесть проблем нет. Но не для планёра. Это всё же нормальный ЛА, для которого необходим достаточный пробег, и требовательный к ровности поверхности.
Летим курсом на аэродром, которого почти не видно... Высота тает...
Наконец нашли, где снижение прекратилось до нуля. Андрей крутит: плюс-минус-плюс-минус... Ветром слегка сносимся в нужном направлении.
Донабор первых ста метров был довольно долгим. Для всех парителей одно универсальное правило: на малой высоте нолики не бросаем - их надо крутить!
Наконец "раскрутили" до нормальной скороподъёмности. Дальше к аэродрому летели с периодическими доборами.
(Но та ситуация была весьма напряжённой. Я в одиночку пока ещё никак не вписался бы...)
Крутить нАмного сложнее, чем на параплане. На том только центруй, и всё.
А на планёре надо работать и ручкой в двух плоскостях, и ногами, и следить и за креном, и за тангажом, и за скоростью, и за скороподъёмностью.
Планёр очень требователен к подходящей площадке, и для новичков критическая высота 600 м. Ниже - надо не выёживаться, а срочно подыскивать подходящее поле (а не лужайку) для посадки.
Т.е. в маршрутных полётах надо лететь в верхней трети высоты от земли до подошвы облаков - "по облакам".
"По земле" возможно только для опытных планеристов, и то, наверное, только на соревнованиях...
Я покрутил немного уже около самого аэродрома.
Ещё нас догоняла дождевая туча, и мы сливали километр высоты, набранный с такими переживаниями, выпустив интерцепторы и скольжением на крыло, до минус 8 м/с.
Мне инструктор посоветовал подождать до 14...15 час. Мой (запланированный) Бланик захватили и улетели чуть раньше.
Час, сказали... А я жду. Час летали, поднимались выше,... Через 1.15' подлетают к 3 развороту,.. и начинают снова крутить, наверное с 400 м,.. и выкрутили, и улетели опять.
А мне был запланирован первый самостоятельный на парение. Думаю - ну вот, всё,.. термичка сейчас закончится, и мне только сверху вниз, когда они, наконец, сядут... :-(
Но, к 16 час они таки сели, и я стал готовится,.. А буксировщик поехал обедать. :-(
Наконец, все в сборе. "Готов, зона 1000".
Взлетели, и буксировщик поднял и отцепился меня прямо рядом с термиком. Сделал осмотровую спираль одновременно с поиском центра потока, доложился и стал вкручиваться.
Рядом оказался реактивный мотопланер, который подсказал, где лучше поднимает. С 1000 набрали ещё 500, до 1,5 км. В первое парение, и сразу в паре! Ещё и на него надо смотреть, чтоб не столкнуться...
После окончания набора высоты тот полетел против ветра на переход, я за ним. На переходе отстал, и следующий поток стал обкручивать один. Набрал до 1400 м.
Через какое-то время потоки стали слабеть. Периодически встречался с другими ЛА, крутили и втроём, но один ниже на сотню. Опять расходились. Прилетели и улетели самолёты на аэродром, за ними смотрел.
Довольно долго мотался по высотам с 600 м до 1000 и обратно. Опять встречались с другим Блаником.
Хотел спросить на земле - сколько я уже летаю - хоть бы 1 час налетать...
Инструктор периодически интересовался моим положением: высотою и ракурсом. Наконец велел заканчивать - норм потоков уже почти не стало.
Захожу на посадку с докладом на третьем развороте. Сажусь, ну так, на четвёрочку...
И тут РП говорит: "Сергей, молодец!"
Воспрял духом и пошёл спросить, сколько я налетал.
Оказалось, 2 часа 35 минут!!!
По ощущениям - прошло чуть больше часа.
Инструктор тоже похвалил, что и выпарил, а не слился вниз, я с ним даже обнялся радостно!! :-)
Так, до нормы надо ещё полтора часа.
А упражнения - парение в группе - это даже из второго курса!
Начались "минуса" - увеличиваю скорость до 130 км/ч. Быстро пролетели километров десять - потоков нет, развернулись и полетели назад "на точку".
Инструктор с начинающим идут на посадку. Я докладываю РП о своём местоположении - ответ "работайте". Снова начинаю искать потоки.
В потоке ещё и закрылками надо работать, и скорость уменьшаю до минимальной 65 км/ч. Стараюсь не пялиться на УС, а держать правильное положение по проекции окантовки фонаря на горизонт. Бывало, что чересчур замедлялся, до 60-км/ч, планёр подвисал, и подсрывался. Мгновенно ручку от себя. На большой высоте и умении выходить из штопора это не страшно, только из потока вывалишься.
Вижу другой планёр - иду к нему. Оттуда запрос: " "позывной" - работали в группе? "
Я замешкался, РП отвечает - "нет".
Из планёра голос первого инструктора Анны: "почему близко подходите?"
Я "понял, ухожу"...
Через некоторое время вновь оказываемся с ним неподалёку. Я кручу свою спираль, а она приближается ко мне и прогоняет меня из "моего термика". :-(
Спорить не стал - ушёл.
Они садятся. Я докладываю вновь, о том, где я. Ответ РП прежний: "работайте".
Очередной раз подлетает ко мне планёр уже с моим инструктором. Замечаю его заранее, из него запрос "посмотри влево" ("на меня"). Отвечаю "вижу!" Помахали друг-другу крыльями. В потоке стали крутить рядом.
Из рации голос Анны: "уходите, уходите!"
Семён отвечает: "Куда уходить? Тут кругом минуса! Я за ним посмотрю! (обо мне)"
Я кручу, Семён летит чуть позади, наблюдая. "Зашёл в хвост" :-)
У инструкторов с новичками или покатушечниками более короткая программа, они садятся. Я летаю дальше. Уже чуть подустал, и решил снизиться, более крутой спиралью. Получается! Докладываю: "работу закончил, подход к третьему развороту".
"Коробочку" построил нормально, а от усталости перепутал как работать интерцепторами, убрал, вместо выпуска и выкатился с посадочной аж на середину аэродрома... :-(
РП подъехал, спросил - почему так. Честно признался, что перепутал...
РП поморщился,.. но на месте делать выговор не стал. Закатили планёр на стоянку, а меня отправил на стройку.
Суммарный налёт 20 час. Выполнена норма на окончание первой ступени обучения.
В первых полётах на парение аж руку сводило - вцеплялся в ручку, как в гриф штанги... Опомнишся, расслабишь... - а потом опять... :-(
Сегодня летали с инструктором, в паре с другой парой в Бланике. Задача - парение в группе. Подходили очень близко в потоке.
На переходе летели следом. После перехода находим поток, начинаем вкручиваться - а другой планёр чуть припоздал, но вкручиваться начал резче. И получается, что он разворачивается нам на пересечение курса. Мы то были сзади, он нас может не увидеть - мой инструктор резко переворотом через крыло ныряет вниз и выпускает тормоза. Разошлись нормально, но впечатляюще. А те, по-моему, нас даже не заметили...
Вот с центровкой в паре у меня проблемы. Или у инструктора со Мной... Если я лечу один - потоки обрабатываю, набираю... А вот как инструктора работают рулями - для меня вообще не очевидно и непонятно... А парение в группе подразумевает, что поток надо Очень центровать, а не по периферии кружить... Почувствовал себя бестолочью, и инструктора разочаровал...
Ещё и "пассажиром" в спиралях с креном 45* и более что-то мутить начинает. (Когда летаю один - всё хорошо).
После посадки поделился с И. своими мыслями, Семён меня успокоил и настоятельно задал читать Гончаренко.
Сказал, что надо Работать над ошибками.
Налёт 2 часа.
Сегодня решил вообще не летать - парёжки не было бы... Просто сверху вниз тоже лететь небезынтересно, но денег впритык, надо тратить на задачи 2-го курса, а это, в основном, парение...
Посмотрел полёты ЛАК-16 с мотором. Отзыв пилота - с выключенным мотором летит "как топор".
При хороших парящих условиях и большом количестве пилотов буксируют сразу два самолета.
Вечером дождь закончился, другие учлёты летали круги по 1 курсу.
А завтра улётный день по прогнозу, но на аэродроме объявили выходной, полётов не будет... :-(
Ну почему не в дожди выходные объявлять...
Печаль !
Подхожу узнать, кто РП. Там инструктор Григорий с пожилым пилотом. Попросили выпустить планёр (добежать до троса от самолёта, найти кольцо, бегом прицепить к планёру и подержать крыло, пока начнётся разбег).
Спрашиваю: "А мне полетать?
В ответ: "Всё занято" (т.е. время).
Ну, выпустил,.. да и пошёл восвояси... Больно хочется, что ли, просто так бегать по полю...
Через какое-то время подходит тот пилот и говорит, "иди полетай".
Чего-то они там повздорили с инструктором, и он расхотел.
Подхожу, Григорий говорит: "Надевай парашют, усаживайся".
Выпускающего нет, тот пилот ушёл недовольный.
Взлетали без выпускающего, как с "площадки". (Когда сел вне аэродрома и прилетел самолёт забрать). В начале взлёта планёр скользит одной консолью по земле.
Полетали полтора часа, сели, я привязал и зачехлил планёр. И через полчаса подошла дождевая туча с порывами ветра.
День пропал не зря!!!
Набирали 1500м, под космы облаков. И на переходах иногда ныряли в нижнюю кромку...
Набирал под кромку облаков 1700, а сбоку выскакивал чуть выше неё. Переходы на планёре делать проще простого - ручку от себя и на скорости 130 км/ч через небольшое время уже под следующим облаком. Потеря высоты метров 300...400. А там - снова под кромку.
Крутился неподалёку от аэродрома, привыкая - сколько надо высоты, чтоб дойти до него, с попутным или боковым ветром. По ветру за аэродром не летал. И не положено пока, и площадок запасных рядом нет.
А на посадке после второго разворота начало сливать так (до -5 м/с), что с третьего заходил на посадку не по коробочке к четвёртому развороту, а со спирали сразу на полосу. Вписался!!
После её прохождения и окончания дождя взлетел ещё раз, крутились с соседним Блаником под здоровенной тучей, которая висела рядом с аэродромом и почти не двигалась. Выбирали под низкие космы. Слетал вокруг неподалёку, но плюсов больше нигде не было.
Заканчивались и под тучей, высота около 600 м. Крутился в ноликах около точки (аэродрома). 600-700-600...
После достижения высоты 500 м пошёл через центр аэродрома на посадку. С земли передали изменение направления ветра с З на ЮВ. Крутанул плавную спираль, рассматривая колдун. И решил садиться на северный старт, с перелётом (т.е. дальше обычного, чтоб приземлиться поближе к стоянке планёров. Длительность второго полёта 1 ч 06 мин.
А потом начались Дожди. Лили каждый час до вечера... Забодали...
С 1300 м видел интересную радугу: не узкой дугой, а прямо на земле лежало широкое переливающееся "полотнище" - красота, такИе переливы цветов, которые в узкой радуге с земли малозазличимы!..
С полудня всё затянуло огромным дождевым покрывалом...
В первом взлетел один, в потоке подлетел второй планёр, покружили немного парой. База опускалась, макс.900 м. Полетали, высота уменьшилась до 400, полетел через центр аэродрома на посадку и, в р-не третьего разворота на высоте 350 м поймал поток, стал накручивать и выкрутил до потолка. Видел с 800 м упражнение на штопор рядом, на удалении метров двести.
Потом тот отлетел в сторону и тоже нашёл поток. Я - за ним, через минуса, "упал" до 400, чувствую: поток уже недалеко, но высота падает... Если не найду или не обработаю на малой высоте, то назад на аэродром уже не долечу...
Решил вернуться. После третьего высоты меньше, чем нужно, и вдруг ещё попал в нисходняк. Не долечу против ветра, если буду лететь как обычно...
Значит - как учили: ручку от себя, скорость до 130...140, нос планёра смотрит в чащу леса, высота стремительно уменьшается...
Пролетел нисходящую зону, на границе леса делаю горку, снижая скорость до нормальной. Перепрыгнул вершины деревьев и развернулся вдоль полосы. Сел нормально, в воротах, но во вторых, а не в третьих, т.е. недолетел метров 60 до посадочного "Т".
А тот планёр, с моим инструктором на аэродром не вернулись - сели на "площадку", куда самолёт сядет, но с планёром не взлетит. Отправили за ними авто с трейлером. Упражнение "площадка" оказалась не учебная - "боевая". Погода сложная...
Второй мой полёт был покороче. Обычно затаскивают на 1000 м, или отцепляются в потоке чуть раньше. Буксировщик нашёл поток на восьмистах. Я отцепился и обалдел: плюс пять!!!
Кручу, к базе поток слабеет, 4..., 3..., 2. Я под облаком, по краям, по всему периметру, стена тумана, 1200 м.
А надо мной вогнутая чаша, кручу внутри неё. Границы потока видны просто визуально: поднимаюсь, как под купол цирка или планетария!!!
Набрал 1500м!!!
На выходе подныриваю под стенки этого амфитеатра.
Потом были ещё пара потоков,.. И всё. Зашёл на посадку высоковато, помня о предыдущих сюрпризах. И на четвёртом развороте избыток высоты при излишнем приближении к "воротам" пришлось сбросить спиралью...
Сел с небольшим перелётом, хотя хотел и заявил с "нормальным", т.е. до места швартовки не доехал. Дальше докатили руками и ошвартовали. Пока всё.
Вообще на втором году обучения упражнение "площадка" делать даже нужно, но пока не было подходящих. Вот Семён нашёл.
А так - это довольно опасно: на заранее неисследованной площадке могут быть разные неровности, которые для пара или дельты - тьфу, а для планёра окажутся причиной аварии...
Второй полёт 1.10' тренировочное парение около аэродрома.
А потом хотел полетать пару часов и надо было идти на работу...
Летал 5 часов. И на работу не осталось сил.
"Если работа мешает полётам - нафиг эту работу"...
В этом нерядовом полёте летал с одним нарушением: через час или два стала отказывать радиосвязь. Учлёту необходимо периодически докладывать о своём местоположении. Докладываю, а меня опять запрашивают. Говорю: кто меня слышит - дублируйте на старт. Молчание. Подумал: сбился канал - нет, значение частоты всё то же. Через час в эфире совсем тишина. Присмотрелся - на индикаторе уже какие-то символы... Похоже аккумулятор рации разрядился. Выключил, через некоторое время включил - канал индицируется, докладываю - тишина. Тогда совсем выключил рацию, чтобы на посадке хоть доложиться-предупредить.
Парил до 19 час. С 800 м до 1500 м туда-сюда. Куча потоков, можно было и ещё час летать, но уже ноги с ж. затекли... На посадку раза три заходил - а там то все "ворота" заняты, то на "круге" два-три планёра заходят ниже - и опять улетал.
Некоторые ядра в потоках такие узкие, что пришла в голову аналогия: лежишь на кровати на животе - и вдруг под простынёй мышь пробегает.
Иногда фюзеляж уже кажется продолжением тела...
Наконец, захожу на круг, на третьем развороте включаю рацию - "отдохнувший" аккумулятор позволил доложиться. На посадке ко мне бежит толпа с инструктором... Меня за эти 5 часов "потеряли", и даже отправляли планёр на поиски... В-общем, когда у моего инструктора появятся седые волосы - часть от меня... При потере связи необходимо было идти на посадку сразу же. Получил "втык" от всех, от кого положено.
На 2-й разряд надо 120 км, а перед этим необходимо упражнение "площадка."
Чтобы не терять высоту при кренах, надо лететь без скольжения - в этом помогает шарик в УС (указателе скольжения/крена). Но ещё лучше пользоваться ниткой на лобовухе фонаря, её лучше видишь, чем шарик внизу, и меньше теряешь осмотрительности.
И, в один момент просыпался низковато, до 700 м. Такой мандраж напал, как почувствовал, что могу не долететь... Аэродрома почти не видно (в приземной дымке)... И минуса, минуса... Уже и площадку стал присматривать - их, в общем-то, есть... Но совершенно неизвестно состояние поверхности, а инструктор говорил, что подходящих-то и нет. Приземлиться-то я смог бы,.. но что будет с планёром...
Тянул наискосок по ветру к ближайшему облаку... При приближении начало болтать, что является признаком как восходящих, так и нисходящих потоков. Наконец - на вариометре - ноль.
Рисковать протянуть вперёд не стал, и начал крутить. Высота перестала уменьшаться, а ветер, хоть немного, нёс меня "домой".
На небольшой высоте и местоположение своё относительно аэродрома чуть не потерял... Немного протягиваю в ту сторону, где стрелка вариометра чуть выше. Плюсик - ноль - минус - ноль - плюс...
Набрал-таки 50 м ещё. Определился, где я и где аэродром. Растягиваю спираль в поиске бОльшего подъёма. Поток на такой высоте рваный и узкий.
Наконец, отцентровал в спирали с креном 45* плюс 1,5м/с. Аэродром стал виден отчётливо - отлегло...
Потом полетал ещё около аэродрома, пока не заломило задницу - отсидел 3,5 часа на "жёрдочке". Перед посадкой видел взлетевший АС-4 с реактивными турбинами. С большей, чем у него высоты немного погонялся за ним в пологом пикировании... Сел нормально.
...А ранее и инструктора говорили, что вот всё хорошо и хорошо, и вот Вдруг может стать всё плохо (в плане высоты).
Как, блин, можно летать сотни и сотни км... Пока загадка...
Вот взлёт, набираем высоту (нужно 1000м), и попали на полдороги к площадке в вечерний поток - на вариометре +4 вместо +2 м/с в среднем...
Днём, при сильной термичности можно отцепиться в потоке раньше достижения "стандартных" 1000 м.
До этого полёта я днём отцепился на 500 м. Буксировщик отозвался "...Смело!!..."
Раскрутился и ушёл только через 10 мин центровки редких пузырей. Буксировщик через некоторое время поинтересовался моим местонахождением. Говорю: "на СЗ от "точки", высота 1000".
Буксировщик: " Молодец!".
Видимо не был уверен, что я выкручу...
...Возвращаюсь к описанию контрольного полёта к площадке:
После входа в тот вечерний "пых", инструктор говорит: " Поток".
Я спрашиваю: " Отцепляться?"
Инструктор Анна что-то сказала... из-за шума ветрового напора и мотора буксировщика я ответа не расслышал и... отцепился.
Анна: "Зачем?", потом "ну, давай ищи поток!".
Потока нет, снижаемся в сторону площадки... Анна, испытывая мою реакцию: "Что будем делать?"
Я оглянулся - аэродром ближе, но это - капитуляция... Смотрю на площадку впереди по курсу: "По-моему, мы долетим".
Инструктор: "Посадка с ходу, по прямой?"
(а положено делать два прохода: с 600м, и второй заход с 300 - финальная коробочка).
"...Ну, давай, попробуй!"
Лечу к площадке, просматривая на вариометр, и немного доворачивая в тот край, где его стрелка показывает чуть меньшее снижение.
(Парапланерный опыт же не бесполезен!)
Долетели до площадки на 300 м, и сразу - "коробочка".
Сел норм., хоть и не без замечаний - вышел на выравнивание без запаса скорости на самое начало скошенной полосы.
Прилетел буксировщик, прицепились, взлетели (без выпускающего - консолью крыла скользя сначала по земле).
На докладах РП запутался,..
Но хоть на аэродром сел плавно и мягко, даже удостоился одобрения инструктора...
В-общем, не без "косяков", но упражнение "сдал".
Дальше будут самостоятельные одиночные "площадки".
Чтой-то самостоятельную выполнил спокойнее, чем с инструктором.
По сравнению с Блаником - "бешеная табуретка".
Качество побольше ненамного, но гораздо более чуткий и резче отзывается.
Первые полчаса летал "на нервах". Труднее удерживаться в спирали, пока не привыкнешь. Устал так, что в полёте стало рубить в сон...
Гроза накрыла весь аэродром.
Потом высоты вдруг 600 м - высота принятия решения. Оглянулся - а аэродрома не видно. Миг беспокойства, ищу возможные площадки, и, с разворотом на аэродром, ищу хотя бы нолики...
В первых попавшихся начинаю крутить. Ветер слабый, и к аэродрому почти не сносит. Осматриваю окрестности, пока высота не уменьшается. Вижу в стороне пыль, поднятую трактором - она не стелется, а поднимается, не столбом, но идёт вверх.
Перелетаю в ту сторону, там 0...0,5 м/с.
Набрал постепенно до 700 м. Узрел аэродром - ставлю триммер РВ на экономичную скорость. Подлетаю к "точке" на высоте 400, делаю проходы в разные стороны - кругом минуса.
Строю коробочку с высоты 300м. Надеялся на подъём около третьего разворота - но при южном ветре его нет.
Захожу на посадку нормально и сажусь. 45 минут. На сегодня достаточно.
Особо спасибо Анне (первый инструктор) - без её помощи книжка была бы "не легитимной", или как там у крючкотворов...
А свидетельство пилота-планериста сейчас опять (и тоже) нигде не выдают...
Но вот с этой книжкой могу летать в любом планёрном клубе РФ.
Анна мне сказала, что столько допусков (к различным упражнениям КУЛП) за такое короткое время, как у меня, не было ещё ни у кого (в этом клубе)...
Исполнилась мечта,..
уезжать было грустно, как в детстве из пионерлагеря, где познакомился и расставался с новыми хорошими людьми...
А с полётами - раз-два в году (до заслуженного отдыха от работы) можно будет подлётывать в отпуске.