Клуб парапланеризма "Мираж", г.Арзамас

В планерном клубе

Аэродром Щекино, Клинский р-н
в конце мая 2022 г. приехал осуществлять мечту детства

На осуществление мечты я долго копил, планировал: вот в 60 выйду на пенсию и поеду. А эти цуки - не, ..ять, работай ещё 5 лет (а потом ещё,.....).
А тут другие цуки с принудительной вакцинацией: мпх тебе, а не работа, сдохни или от псевдопрививки, или от голода.
А я - вот Оно! Возможность сделать то, о чём мечтал! Вам мпх, а я поехал!!!...

20 мая приехал, и вечером сразу первые полёты с инструктором. Планёр - двухместный Бланик Л-13. В качестве буксировщика для начального набора высоты - высокоплан Вильга.

На взлёте инструктор уже велел пробовать держать планёр за буксировщиком.
А после отцепки ещё крутить спирали (крен 20-30 град.), и делать змейку.

Пока жду очереди, вызвался помогать на аэродроме. Разбирали мотопланер Stemme.

21 мая. День второй.
Удерживание за буксировщиком.
Повороты на 90 град. с контролем направления на выбранный заранее ориентир.
На Бланиках два инструктора. Мне достался Семён, спокойный, добродушный, ошибки чайников принимает спокойно.
22 мая. Учебные полёты продолжаются. Сегодня утром - полёты по кругу, т.е. взлёт, отцепка на 350...400 м, и повороты с расчётом на посадку. Сделали 6 кругов.
После пошёл на помощь по разборке старого фюзеляжа.
Вечером - вторая серия кругов.
Встретил тут Ладу Баламут. Помните её песни?
Вечерние круги. Ну, тут прям экспресс-обучение - инструктор велел самому сажать...
Но, хорошо, ошибки пресекал на корню, не давал сильно накосячить...

23 мая. Сегодня ночью было холодно. Утром везде иней, вода в бутылке на улице промёрзла на четверть.
В термичку при сильном (для парапланов) ветре планёр тоже не слабо штырит - в одном полёте на буксире еле рулей хватило, чтоб удержать за самолётом. Офигенно, что не сложится ничего.
Но спасательный парашют есть у каждого.
Как выходить из штопора, или из планера - рассказывали.

Планер весит 300 кг пустой. Мах полётный 500.

Для экономии средств вызвался на подработку на аэродроме (слесарная, монтажно-демонтажная)
По полётам - сегодня вечером запланировано 12 кругов.
И сказано:
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте".
Вечером старт на востоке и на взлёте против солнца почти не видно буксировщик, и на посадке ещё хуже видно землю.
Взлетели, а садились на южном старте. Солнце сбоку, но и ветер боковой. Идёшь к земле боком...
Самое трудное - правильно пользоваться интерцепторами.
Вот только-только начал ими пользоваться как-то...
Зато посадка с боковым ветром и правильный контроль курса - на хорошо.
Два заключительных полёта - после захода солнца, в сумерках.

24 мая. Днём разбирал старый Бланик - подготовка его к ремонту.
Учебные полёты запланированы на вечер - весь день сильный ветер.
Вечером - "круги". 12 шт.
На взлёте за буксировщиком пилотировал уже полностью сам.
Пользование интерцепторами опять вначале шло туго...
Но 4 заключительных полёта выполнил таки без вмешательства инструктора. Оценки на "удовлетворительно".

25 мая. Сегодня ночью подход к земле снился.
А вчера вечером кто-то с работы звонил - брать не стал...

На затяжке даже немного уже расслабляюсь и представляю, что вражескому истребителю в хвост захожу,.. Только здесь - без упреждения для стрельбы. ??
А грохот отпущенной ручки отцепки - как выстрел из пушки.
(Надо 2 раза "стрелять". Второй - контрольный).

Буксировочный трос синтетика, 10...14 мм, длиной 50 м. Не сматывается. Отцепка под тягой, чтоб наверняка отцепился.
Сегодня летали на нештатные ситуации на буксировке, а потом ещё на штопор. Второй раз из срыва выводил сам.

На планёре при полёте вдвоём учлёт сидит спереди, инструктор сзади. При одиночном полёте - пилот всегда спереди.

26 мая. Сегодня опять круги. Отрабатывали "коробочку" - контроль сочетания местоположения поворотов с высотой, плюс вёл радиообмен.
Особое внимание уделял своевременной работе интерцепторами и правильному выравниванию. Из-за этого вдруг ухудшились координированные повороты...
Из 12 посадок инструктору пришлось вмешаться в двух и в 2-3-х давал советы.
Но около шести посадок сделал сам, хоть и коряво... На 3+.

27 мая. С ночи весь день дожди. Инструктор уехал в Москву на комиссию - хочет переучиваться на большие самолёты.
Приедет в воскресенье.

28 мая. До обеда - вывозные контрольные круги с другим инструктором.
инструктор другой, и требования немного, но другие.
Но посадку выполнил, при несколько исправленном инструктором на третьем и заходе на 4 разворот.
В болтанку, за буксировщиком грубовато работаю педалями...

29 мая. Утром предэкзаменационные полёты по кругу, в ощутимой турбулентности. На первом взлёте небольшой дождь залепил лоб фонаря.
Болтанка для меня такая, что раза три еле выравнивал планёр за буксиром, но удалось не дёргать буксировщик за хвост.
Два полёта с заклеенными приборами: 1-й - высотомер, 2-й полёт - указатель скорости, для имитации отказов.
Следующий полёт - с имитацией самоотцепки - от этого момента, доложив по рации, и, оценив запас высоты нужно лететь к третьему Самолётному развороту. Затем - посадка.
А у меня - первое желание сразу развернуться к центру аэродрома...
Следующая вводная: имитация недолёта. Тут действовал и показывал мне, что нужно делать, инструктор.
Тут я просто обалдел: он стравливает высоту интерцепторами так, что просто уже недотянуть до полосы из-за стены деревьев. Здесь он на пикировании разгоняет планёр прямо в чащу, и над кромками деревьев на бешеной скорости, едва не задевая макушки, вылетает на посадку.
Офигенно впечатляет...!!!...
Уточнение относительно необходимости пикирования при недолёте: такое чаще возникает при жёстких нисходняках, и идея разгона на пологом пикировании в том, чтобы быстрее покинуть эту зону. Уменьшение высоты увеличивает скорость, и мало меняет общий запас энергии (потенциальной плюс кинетической), что даёт перед кромкой леса запас скорости опять взмыть вверх.
Вечером помогаю сопровождающим, рядом ходит грозовая туча, затягивают очередной планёр, и тут КАК УЕ...дарит молния!!! Прямо над стартом. Машины завыли, собаки съе...сь, планёр пошёл на посадку по короткому кругу.
Инструктор с учлётом вышли с волосами дыбом. Но не от страха, а от Статики!!! Молния прошла прямо рядом с ними.
Туча над нами остановилась, пошёл град.
Как туча отошла - у меня два контрольных с инструктором, а затем два - с проверяющим.
В первом же полёте с экзаменатором опять пошёл дождь, но до посадки закончился.
Экзаменатор - начальник аэродрома. Он решил проверить меня ещё, слетав третий полёт, а после посадки вылез из планёра и сказал: "Давай, лети".
Совершил два самостоятельных полёта.
После посадки все присутствующие (начальник, РП, инструктор мой и другой, выпускающие) поздравляли и фотографировали.
К ночи пригласил всех на "магарыч", и в беседах за общим столом мне сказали, что у меня это первый полёт, и у моего инструктора это первая группа курсантов, в которую я был записан позже всех, а вылетев самым первым, я у этого инструктора - тоже самый первый "оперившийся".

Но первый самостоятельный полёт - это ещё далеко не всё. Сейчас налёт 9 час, а курс первого года - 19 час.
Ещё будем летать, и ещё какие-то упражнения выполнять: и штопор самостоятельно, и парёжку в потоках,.. ну и круги - оттачивать и шлифовать. Сказали, что слетал на "хорошо", но сам я оцениваю на балл ниже.
Будем Летать!!!

30 мая. На утро готовились к 2 контрольным с инструктором и к 4 самостоятельным.
И в первом же полёте на высоте 20 м буксировщик командует: "Отцепляйся! Отцепляйся!!!".
Я затупил, инструктор дёрнул замок отцепки - перед нами лес. Пока соображал - чувствую, что инструктор взял управление, я не стал соваться, сели в поле сбоку от стены леса.
На буксировщике не тянул мотор. Опасности неотцепки в таком случае - уронить оба летательных аппарата. У вильги с неработающим мотором качество планирования как у Бурана, около 4 единиц, валится вниз, как кирпич. А если планёр не станет снижаться за самолётом, то за трос поставит его ещё вверх хвостом, со всеми вытекающими...
Вот такая боевая предпосылка...
Хорошо, что не в одиночном полёте - я-то, конечно, стал бы действовать, но не было бы поздно...
После первого самостоятельного - курсант ещё не пилот.

После второго контрольного - 4 самостоятельных.
Два полёта на тройку: раз не доехал до точки, второй - на повышенной скорости переехал. Третья посадка на "хорошо". А после четвёртой - инструктор поднял вверх большой палец.
Другой инструктор, Анна, тоже похвалила и сказала "хорошо", и что крены на пробеге держу. Посадка на две точки - колесо и хвостовая лыжа. Остановился после пробега прямо около условного Т.
Вечером круги. Расчёт поворотов хор. Посадки... 3+ ... 4-

31 мая. С самого утра дождь.

01 июня. С утра - круги. Т.е. основное время первого года обучения - это полёты по кругу, взлёт - посадка.
Сегодня чуть припоздали с выкаткой, и началась термичка. Вначале слабо, а к заключительным полётам стало уже долбить так, что ручкой и педалями на затяжке приходилось работать на полный ход, резко, от борта до борта.
Два раза инструктор интересовался - продолжаем или отложим. Говорю: "Всё нормально. К полёту готов".
Ручку держал сразу двумя руками.
Программу отлетали, основное внимание уделял высоте-дальности для своевременных поворотов и мягкому приземлению. Посадки на твёрдую 4, хорошо.
А по поворотам - из-за термички иногда поднимало, иногда сливало, поэтому приходилось корректировать траекторию (распрямлять или заужать).
Днём работал на стройке, и отвлекли на помощь - выпускающим. После посадки другого курсанта залез в заднюю кабину: обзор значительно хуже.

2 июня. Были две "зоны". Это набор на буксировке до 1000 м, потом срывы в штопор, вывод, до снижения до 800 м. Затем на оставшейся высоте поиск и обработка термиков с кренами 45 и 60*. По ощущениям 45 град выглядит как 60, а 60 - как 90 град.
На первой зоне инструктор дважды набирал до тыщи в термиках, поэтому сделал 4 срыва и вывода, потом инструктор предложил сделать/показать штопорную бочку - я говорю "давай!
Это ещё более впечатляющая вещь!..
Перегрузка ещё больше. Мне слегка "поплохело", не до тошноты, но до предвестника... Высота ещё была, Семён говорит: "давай ещё два штопора". Я выполнил, но уже с ошибками: раз ногу не до конца, другой - выход с креном. Потом ещё спирали с креном 45*... Приустал так, что с трудом вспомнил, как на посадку заходить...
Сели, в планах можно бы ещё две зоны - но, говорю, надо бы мне отдохнуть... Поехали на обед, но, чувствую, он может "не приняться"...
Тут директор вдруг велит сходить помочь на стройке. Я даже обрадовался... Через полтора часа звонит инструктор - давай на старт!
Пока ходил пешком - проветрился, и во вторую зону поднялся уже в более нормальном состоянии. Термичка к вечеру подутихла, наборов не было, и высоты хватило только на два срыва в штопор.
На посадке инструктор показал пролёт на "экране", на повышенной скорости, на высоте 10...20 см от колёса до земли проскользили через весь аэродром до стоянки планеров.

3 июня дождь почти весь день, инструктор уехал... Лишь вечером у другого учлёта с др.инструктором были полёты.

А 4 июня, в субботу - с утра солнце, кучёвка - понаехало спортсменов и пассажиров покатушечников столько, что летали два буксировщика, а инструктор сказал, что до меня может и не хватить времени. С трёх часов дня околачивался около старта, стараясь быть на виду у инструктора...
Он работал на самолёте-буксировщике. Часам к шести нашлось время, и меня, наконец, пригласили в пилотажный Бланик, со другим инструктором, Андреем.
Взлетели, поднялись в зону, я доложился о готовности к заданию. Под контролем сделали по два парашютирования, два штопора и два скольжения на крыло, которое применяется для сброса высоты, если не работают интерцепторы. И несколько виражей.
После приземления спросил у инструктора "можно ли ещё слетать"? Он спрашивает: "Готов к самостоятельному?" отвечаю "ДА".
Подготовили заднюю кабину к одиночному пилотированию (всё надо закрепить). Докладываю: "к взлёту готов. Зона 1000".
После взлёта и набора высоты самолёт делает отмашку крыльями - я отцепляюсь и докладываю об этом.
Меня отцепили на "подсолнечной" восточной стороне, чтобы инструкторам было меня лучше видно. Делаю спираль осмотра, нахожу аэродром и докладываю: "к востоку от точки, высота тысяча, готов к выполнению задания".
Ответ: " Выполняйте".
До этого мы (и все остальные) делали срыв в штопор - и сразу, мгновенно, вывод. Поэтому штопора особо-то и не было: полвитка всего.
По подсказке разворачиваюсь навстречу ветру, носом на аэродром.
Начинаю плавно выбирать ручку на себя, скорость падает, Бланик начинает дрожать, предупреждая...
И ногу вперёд, до упора, и ручку полностью на себя. Планёр сваливается носом вниз,.. я решил долю секунды помедлить с выводом - Вот! началось вращение! Теперь ногу другую - против вращения, как оно остановилось - педали нейтрально, ручку в нейтраль, и даже чуть на себя (на Бланике её от себя не надо). И вот вывод! Я сделал ровно один целый оборот, и вновь направлен носом на аэродром!!!
Тут же второй штопор в другую сторону. На выходе высота 800 м. Ниже штопор делать запрещено. Доложил: "задание выполнил". Дальше просто делаю разнонаправленные спирали. После снижения до 400 м доложил, что нахожусь на первом развороте (для захода на посадку).
На четвёртый разворот зашёл нормально, но после снижения и выравнивания оказалось, что не учёл сочетание встречного ветра с тем, что на восточном старте-посадке полоса идёт "в гору" - поэтому не доехал до остановочного знака метров 50...
Но инструктор штопор похвалил, и обратил внимание на эту ошибку при посадке. Хорошо, что я и сам её осознал.
И результирующее резюме: "молодец, поздравляю с самостоятельным выполнением полёта на штопор" и сказал, что я уже вплотную приблизился к полностью самостоятельным полётам.
Последствий у вестибулярного аппарата от эволюций никаких! Один чистый адреналин и восторг!!!
(Но спина и подмышки были мокрые)

5 июня с утра опять дождь... Дождь и холод... Только к вечеру слетал на самостоятельный штопор по программе. Хотел ещё, но два инструктора сказали: "зачем ещё, давай лучше зону и два круга с инструктором"...
Семён в зоне спросил: "сделаем поворот на горке?" Я, с улыбкой до ушей: "ага!"
Потом просто полетали по большому кругу над Истринским водохранилищем, над окружающими деревнями... Затем два круга, контрольных... И, несколько неожиданно, курс "первого года", начальное обучение - закончилось...

Налёт 15 час. Надо до нормы 19 налетать ещё 4 часа самостоятельных, до получения 3 разряда.
Остаюсь и летать и на сколько хватит (тут плата в конце дня по факту) денег ещё по второму курсу.

6 июня. С Андреем Л. слетали на ознакомительное парение. На буксире затягивали на тыщу, причём буксировщик сам искал потоки. Отцепились и начали крутить, до базы, 1300м.
Крутил и показывал "как" инструктор. А я старался больше запомнить местность, чтоб не заблудиться.
Выбрав первый поток, полетели навстречу ветру к следующему облаку. Здорово летит, быстро. После второго набора полетели в сторону г.Клин.
Тоже всё старался запоминать ориентиры, по которым найти "дорогу" до аэродрома. И как-то незаметно слились до 650м. Инструктор сказал: "что-то мне это не нравится" и чуть позже "так мы не долетим..."
Начинаю вертеть головой, пытаюсь найти подходящую "поляну" для посадки...
Всяких лугов много, для параплана и дельта - где сесть проблем нет. Но не для планёра. Это всё же нормальный ЛА, для которого необходим достаточный пробег, и требовательный к ровности поверхности.
Летим курсом на аэродром, которого почти не видно... Высота тает...
Наконец нашли, где снижение прекратилось до нуля. Андрей крутит: плюс-минус-плюс-минус... Ветром слегка сносимся в нужном направлении.
Донабор первых ста метров был довольно долгим. Для всех парителей одно универсальное правило: на малой высоте нолики не бросаем - их надо крутить!
Наконец "раскрутили" до нормальной скороподъёмности. Дальше к аэродрому летели с периодическими доборами.
(Но та ситуация была весьма напряжённой. Я в одиночку пока ещё никак не вписался бы...)
Крутить нАмного сложнее, чем на параплане. На том только центруй, и всё.
А на планёре надо работать и ручкой в двух плоскостях, и ногами, и следить и за креном, и за тангажом, и за скоростью, и за скороподъёмностью.
Планёр очень требователен к подходящей площадке, и для новичков критическая высота 600 м. Ниже - надо не выёживаться, а срочно подыскивать подходящее поле (а не лужайку) для посадки.
Т.е. в маршрутных полётах надо лететь в верхней трети высоты от земли до подошвы облаков - "по облакам".
"По земле" возможно только для опытных планеристов, и то, наверное, только на соревнованиях...
Я покрутил немного уже около самого аэродрома.
Ещё нас догоняла дождевая туча, и мы сливали километр высоты, набранный с такими переживаниями, выпустив интерцепторы и скольжением на крыло, до минус 8 м/с.

7 июня. С утра расчехлили планёры и ждали на старте кучёвки. Так и не дождались. В полдень пара (Янтарь и ЛАК) полетали, но потолок был 800 м.
Мне инструктор посоветовал подождать до 14...15 час. Мой (запланированный) Бланик захватили и улетели чуть раньше.
Час, сказали... А я жду. Час летали, поднимались выше,... Через 1.15' подлетают к 3 развороту,.. и начинают снова крутить, наверное с 400 м,.. и выкрутили, и улетели опять.
А мне был запланирован первый самостоятельный на парение. Думаю - ну вот, всё,.. термичка сейчас закончится, и мне только сверху вниз, когда они, наконец, сядут... :-(
Но, к 16 час они таки сели, и я стал готовится,.. А буксировщик поехал обедать. :-(
Наконец, все в сборе. "Готов, зона 1000".
Взлетели, и буксировщик поднял и отцепился меня прямо рядом с термиком. Сделал осмотровую спираль одновременно с поиском центра потока, доложился и стал вкручиваться.
Рядом оказался реактивный мотопланер, который подсказал, где лучше поднимает. С 1000 набрали ещё 500, до 1,5 км. В первое парение, и сразу в паре! Ещё и на него надо смотреть, чтоб не столкнуться...
После окончания набора высоты тот полетел против ветра на переход, я за ним. На переходе отстал, и следующий поток стал обкручивать один. Набрал до 1400 м.
Через какое-то время потоки стали слабеть. Периодически встречался с другими ЛА, крутили и втроём, но один ниже на сотню. Опять расходились. Прилетели и улетели самолёты на аэродром, за ними смотрел.
Довольно долго мотался по высотам с 600 м до 1000 и обратно. Опять встречались с другим Блаником.
Хотел спросить на земле - сколько я уже летаю - хоть бы 1 час налетать...
Инструктор периодически интересовался моим положением: высотою и ракурсом. Наконец велел заканчивать - норм потоков уже почти не стало.
Захожу на посадку с докладом на третьем развороте. Сажусь, ну так, на четвёрочку...
И тут РП говорит: "Сергей, молодец!"
Воспрял духом и пошёл спросить, сколько я налетал.
Оказалось, 2 часа 35 минут!!!
По ощущениям - прошло чуть больше часа.
Инструктор тоже похвалил, что и выпарил, а не слился вниз, я с ним даже обнялся радостно!! :-)
Так, до нормы надо ещё полтора часа.
А упражнения - парение в группе - это даже из второго курса!

8 июня. После набора доложился, начал работу в зоне. Неподалёку крутился другой планёр (потом оказалось, что там был мой инструктор с другим курсантом). Подлетел к нему, начали крутить то вместе, то порознь. Иногда он был выше, иногда я. И вдруг я нахожу поток около +4...+5 м/с. Облаков нет, всё небо чисто-голубое. Закручиваю, стараясь оставаться в зоне макс.подъёма. без пищалки сложнее - надо часто смотреть на вариометр, но осмотрительность ещё важнее - вижу, как второй планёр идёт ко мне. Вдвоём быстро выкрутили до 1700 м, до слоя инверсии. Выхожу на север, против ветра от аэродрома.
Начались "минуса" - увеличиваю скорость до 130 км/ч. Быстро пролетели километров десять - потоков нет, развернулись и полетели назад "на точку".
Инструктор с начинающим идут на посадку. Я докладываю РП о своём местоположении - ответ "работайте". Снова начинаю искать потоки.
В потоке ещё и закрылками надо работать, и скорость уменьшаю до минимальной 65 км/ч. Стараюсь не пялиться на УС, а держать правильное положение по проекции окантовки фонаря на горизонт. Бывало, что чересчур замедлялся, до 60-км/ч, планёр подвисал, и подсрывался. Мгновенно ручку от себя. На большой высоте и умении выходить из штопора это не страшно, только из потока вывалишься.
Вижу другой планёр - иду к нему. Оттуда запрос: " "позывной" - работали в группе? "
Я замешкался, РП отвечает - "нет".
Из планёра голос первого инструктора Анны: "почему близко подходите?"
Я "понял, ухожу"...
Через некоторое время вновь оказываемся с ним неподалёку. Я кручу свою спираль, а она приближается ко мне и прогоняет меня из "моего термика". :-(
Спорить не стал - ушёл.
Они садятся. Я докладываю вновь, о том, где я. Ответ РП прежний: "работайте".
Очередной раз подлетает ко мне планёр уже с моим инструктором. Замечаю его заранее, из него запрос "посмотри влево" ("на меня"). Отвечаю "вижу!" Помахали друг-другу крыльями. В потоке стали крутить рядом.
Из рации голос Анны: "уходите, уходите!"
Семён отвечает: "Куда уходить? Тут кругом минуса! Я за ним посмотрю! (обо мне)"
Я кручу, Семён летит чуть позади, наблюдая. "Зашёл в хвост" :-)
У инструкторов с новичками или покатушечниками более короткая программа, они садятся. Я летаю дальше. Уже чуть подустал, и решил снизиться, более крутой спиралью. Получается! Докладываю: "работу закончил, подход к третьему развороту".
"Коробочку" построил нормально, а от усталости перепутал как работать интерцепторами, убрал, вместо выпуска и выкатился с посадочной аж на середину аэродрома... :-(
РП подъехал, спросил - почему так. Честно признался, что перепутал...
РП поморщился,.. но на месте делать выговор не стал. Закатили планёр на стоянку, а меня отправил на стройку.
Суммарный налёт 20 час. Выполнена норма на окончание первой ступени обучения.

9 июня. Подбил финансы - мне может хватить на второй курс. Обучение подряд будет даже чуть дешевле, нет необходимости вводных полётов с инструктором в случае длительного перерыва.
В первых полётах на парение аж руку сводило - вцеплялся в ручку, как в гриф штанги... Опомнишся, расслабишь... - а потом опять... :-(
Сегодня летали с инструктором, в паре с другой парой в Бланике. Задача - парение в группе. Подходили очень близко в потоке.
На переходе летели следом. После перехода находим поток, начинаем вкручиваться - а другой планёр чуть припоздал, но вкручиваться начал резче. И получается, что он разворачивается нам на пересечение курса. Мы то были сзади, он нас может не увидеть - мой инструктор резко переворотом через крыло ныряет вниз и выпускает тормоза. Разошлись нормально, но впечатляюще. А те, по-моему, нас даже не заметили...
Вот с центровкой в паре у меня проблемы. Или у инструктора со Мной... Если я лечу один - потоки обрабатываю, набираю... А вот как инструктора работают рулями - для меня вообще не очевидно и непонятно... А парение в группе подразумевает, что поток надо Очень центровать, а не по периферии кружить... Почувствовал себя бестолочью, и инструктора разочаровал...
Ещё и "пассажиром" в спиралях с креном 45* и более что-то мутить начинает. (Когда летаю один - всё хорошо).
После посадки поделился с И. своими мыслями, Семён меня успокоил и настоятельно задал читать Гончаренко.
Сказал, что надо Работать над ошибками.

10 июня летали на парение парой. Причём потоки крутили уже парой впритык. В спирали расстояние между консолями бывало около двух размахов крыльев. Крен 45+- град. поэтому соседний планёр видишь точно с его спины, как проекцию сверху. Похоже на воздушный бой, когда оба заходят в хвост друг другу.
Налёт 2 часа.

11 июня. На сегодня прогноз слабый, потолок около 800 м...
Сегодня решил вообще не летать - парёжки не было бы... Просто сверху вниз тоже лететь небезынтересно, но денег впритык, надо тратить на задачи 2-го курса, а это, в основном, парение...
Посмотрел полёты ЛАК-16 с мотором. Отзыв пилота - с выключенным мотором летит "как топор".

12 июня летали на парение в группе. Группа достигала пяти планёров - наши два на одной высоте и ещё три ниже на сто-двести метров.

При хороших парящих условиях и большом количестве пилотов буксируют сразу два самолета.

13 июня тоже непогода. В полдень начался дождь.
Вечером дождь закончился, другие учлёты летали круги по 1 курсу.
А завтра улётный день по прогнозу, но на аэродроме объявили выходной, полётов не будет... :-(
Ну почему не в дожди выходные объявлять...
Печаль !

14 июня съездил в город за остатком сбережений. Возвращаюсь - километрах в 3...5 от аэродрома погромыхивает гроза. А с подветренной - нормальная кучёвка... Вдруг слышу - самолёт тарахтит, Як-12, да ещё и Бланик тащит на полёты по кругам.
Подхожу узнать, кто РП. Там инструктор Григорий с пожилым пилотом. Попросили выпустить планёр (добежать до троса от самолёта, найти кольцо, бегом прицепить к планёру и подержать крыло, пока начнётся разбег).
Спрашиваю: "А мне полетать?
В ответ: "Всё занято" (т.е. время).
Ну, выпустил,.. да и пошёл восвояси... Больно хочется, что ли, просто так бегать по полю...
Через какое-то время подходит тот пилот и говорит, "иди полетай".
Чего-то они там повздорили с инструктором, и он расхотел.
Подхожу, Григорий говорит: "Надевай парашют, усаживайся".
Выпускающего нет, тот пилот ушёл недовольный.
Взлетали без выпускающего, как с "площадки". (Когда сел вне аэродрома и прилетел самолёт забрать). В начале взлёта планёр скользит одной консолью по земле.
Полетали полтора часа, сели, я привязал и зачехлил планёр. И через полчаса подошла дождевая туча с порывами ветра.
День пропал не зря!!!
Набирали 1500м, под космы облаков. И на переходах иногда ныряли в нижнюю кромку...

15 июня с утра низкая (700...800м) облачность, парение не получится. Помогал на старте летающим Круги, потом опять на стройку... У-у-у-у...

16 июня зато почти три часа парИл. По метеоусловиям можно было ещё, но задница отнялась - очень неудобное сиденье в Бланике.
Набирал под кромку облаков 1700, а сбоку выскакивал чуть выше неё. Переходы на планёре делать проще простого - ручку от себя и на скорости 130 км/ч через небольшое время уже под следующим облаком. Потеря высоты метров 300...400. А там - снова под кромку.
Крутился неподалёку от аэродрома, привыкая - сколько надо высоты, чтоб дойти до него, с попутным или боковым ветром. По ветру за аэродром не летал. И не положено пока, и площадок запасных рядом нет.
А на посадке после второго разворота начало сливать так (до -5 м/с), что с третьего заходил на посадку не по коробочке к четвёртому развороту, а со спирали сразу на полосу. Вписался!!

17 июня прогноз так себе, но полетел. Потолок 900 м и мало времени, дальше дожди обещали. Один полёт 36 мин, нашёл поток +2...3 м/с... И сильный дождь - залепило весь фонарь, плохо видно всё... Решил слинять на посадку, чтоб не садиться в таких условиях. Сел норм., и через 15 мин подошла и туча.
После её прохождения и окончания дождя взлетел ещё раз, крутились с соседним Блаником под здоровенной тучей, которая висела рядом с аэродромом и почти не двигалась. Выбирали под низкие космы. Слетал вокруг неподалёку, но плюсов больше нигде не было.
Заканчивались и под тучей, высота около 600 м. Крутился в ноликах около точки (аэродрома). 600-700-600...
После достижения высоты 500 м пошёл через центр аэродрома на посадку. С земли передали изменение направления ветра с З на ЮВ. Крутанул плавную спираль, рассматривая колдун. И решил садиться на северный старт, с перелётом (т.е. дальше обычного, чтоб приземлиться поближе к стоянке планёров. Длительность второго полёта 1 ч 06 мин.
А потом начались Дожди. Лили каждый час до вечера... Забодали...

18 июня в первой половине дня два полёта по часу. Крутил около дождевых осадков и на переходе пролетал сквозь них.
С 1300 м видел интересную радугу: не узкой дугой, а прямо на земле лежало широкое переливающееся "полотнище" - красота, такИе переливы цветов, которые в узкой радуге с земли малозазличимы!..
С полудня всё затянуло огромным дождевым покрывалом...

20 июня два полёта (один с инстр., другой соло). Во втором летали парой в одном потоке.

22 июня два полёта.
В первом взлетел один, в потоке подлетел второй планёр, покружили немного парой. База опускалась, макс.900 м. Полетали, высота уменьшилась до 400, полетел через центр аэродрома на посадку и, в р-не третьего разворота на высоте 350 м поймал поток, стал накручивать и выкрутил до потолка. Видел с 800 м упражнение на штопор рядом, на удалении метров двести.
Потом тот отлетел в сторону и тоже нашёл поток. Я - за ним, через минуса, "упал" до 400, чувствую: поток уже недалеко, но высота падает... Если не найду или не обработаю на малой высоте, то назад на аэродром уже не долечу...
Решил вернуться. После третьего высоты меньше, чем нужно, и вдруг ещё попал в нисходняк. Не долечу против ветра, если буду лететь как обычно...
Значит - как учили: ручку от себя, скорость до 130...140, нос планёра смотрит в чащу леса, высота стремительно уменьшается...
Пролетел нисходящую зону, на границе леса делаю горку, снижая скорость до нормальной. Перепрыгнул вершины деревьев и развернулся вдоль полосы. Сел нормально, в воротах, но во вторых, а не в третьих, т.е. недолетел метров 60 до посадочного "Т".
А тот планёр, с моим инструктором на аэродром не вернулись - сели на "площадку", куда самолёт сядет, но с планёром не взлетит. Отправили за ними авто с трейлером. Упражнение "площадка" оказалась не учебная - "боевая". Погода сложная...

Второй мой полёт был покороче. Обычно затаскивают на 1000 м, или отцепляются в потоке чуть раньше. Буксировщик нашёл поток на восьмистах. Я отцепился и обалдел: плюс пять!!!
Кручу, к базе поток слабеет, 4..., 3..., 2. Я под облаком, по краям, по всему периметру, стена тумана, 1200 м.
А надо мной вогнутая чаша, кручу внутри неё. Границы потока видны просто визуально: поднимаюсь, как под купол цирка или планетария!!!
Набрал 1500м!!!
На выходе подныриваю под стенки этого амфитеатра.
Потом были ещё пара потоков,.. И всё. Зашёл на посадку высоковато, помня о предыдущих сюрпризах. И на четвёртом развороте избыток высоты при излишнем приближении к "воротам" пришлось сбросить спиралью...
Сел с небольшим перелётом, хотя хотел и заявил с "нормальным", т.е. до места швартовки не доехал. Дальше докатили руками и ошвартовали. Пока всё.

Вообще на втором году обучения упражнение "площадка" делать даже нужно, но пока не было подходящих. Вот Семён нашёл.
А так - это довольно опасно: на заранее неисследованной площадке могут быть разные неровности, которые для пара или дельты - тьфу, а для планёра окажутся причиной аварии...

23 июня полёты ничем не примечательны. Но инструктор сказал, что центрую поток и работаю в паре хорошо.

24 июня. Слетал микромаршрут. В б.д. Леонардо получился треугольник ФАИ 50км. 3ч 18мин.
Второй полёт 1.10' тренировочное парение около аэродрома.

25 июня отлетали с инструктором на выпаривание с малых высот 250...100 м. На сотне метров весьма нервотреплюще...
А потом хотел полетать пару часов и надо было идти на работу...
Летал 5 часов. И на работу не осталось сил.
"Если работа мешает полётам - нафиг эту работу"...

В этом нерядовом полёте летал с одним нарушением: через час или два стала отказывать радиосвязь. Учлёту необходимо периодически докладывать о своём местоположении. Докладываю, а меня опять запрашивают. Говорю: кто меня слышит - дублируйте на старт. Молчание. Подумал: сбился канал - нет, значение частоты всё то же. Через час в эфире совсем тишина. Присмотрелся - на индикаторе уже какие-то символы... Похоже аккумулятор рации разрядился. Выключил, через некоторое время включил - канал индицируется, докладываю - тишина. Тогда совсем выключил рацию, чтобы на посадке хоть доложиться-предупредить.
Парил до 19 час. С 800 м до 1500 м туда-сюда. Куча потоков, можно было и ещё час летать, но уже ноги с ж. затекли... На посадку раза три заходил - а там то все "ворота" заняты, то на "круге" два-три планёра заходят ниже - и опять улетал.
Некоторые ядра в потоках такие узкие, что пришла в голову аналогия: лежишь на кровати на животе - и вдруг под простынёй мышь пробегает.
Иногда фюзеляж уже кажется продолжением тела...
Наконец, захожу на круг, на третьем развороте включаю рацию - "отдохнувший" аккумулятор позволил доложиться. На посадке ко мне бежит толпа с инструктором... Меня за эти 5 часов "потеряли", и даже отправляли планёр на поиски... В-общем, когда у моего инструктора появятся седые волосы - часть от меня... При потере связи необходимо было идти на посадку сразу же. Получил "втык" от всех, от кого положено.

26 июня пролетел 90 км за 3,5 ч. (Дальность по замкнутому).
На 2-й разряд надо 120 км, а перед этим необходимо упражнение "площадка."
Чтобы не терять высоту при кренах, надо лететь без скольжения - в этом помогает шарик в УС (указателе скольжения/крена). Но ещё лучше пользоваться ниткой на лобовухе фонаря, её лучше видишь, чем шарик внизу, и меньше теряешь осмотрительности.

27 июня полетал против ветра и назад. Проверял, сколько надо высоты, чтоб вернуться от какого-то места. Высоты менялись от 1000 до 1800 м.
И, в один момент просыпался низковато, до 700 м. Такой мандраж напал, как почувствовал, что могу не долететь... Аэродрома почти не видно (в приземной дымке)... И минуса, минуса... Уже и площадку стал присматривать - их, в общем-то, есть... Но совершенно неизвестно состояние поверхности, а инструктор говорил, что подходящих-то и нет. Приземлиться-то я смог бы,.. но что будет с планёром...
Тянул наискосок по ветру к ближайшему облаку... При приближении начало болтать, что является признаком как восходящих, так и нисходящих потоков. Наконец - на вариометре - ноль.
Рисковать протянуть вперёд не стал, и начал крутить. Высота перестала уменьшаться, а ветер, хоть немного, нёс меня "домой".
На небольшой высоте и местоположение своё относительно аэродрома чуть не потерял... Немного протягиваю в ту сторону, где стрелка вариометра чуть выше. Плюсик - ноль - минус - ноль - плюс...
Набрал-таки 50 м ещё. Определился, где я и где аэродром. Растягиваю спираль в поиске бОльшего подъёма. Поток на такой высоте рваный и узкий.
Наконец, отцентровал в спирали с креном 45* плюс 1,5м/с. Аэродром стал виден отчётливо - отлегло...

Потом полетал ещё около аэродрома, пока не заломило задницу - отсидел 3,5 часа на "жёрдочке". Перед посадкой видел взлетевший АС-4 с реактивными турбинами. С большей, чем у него высоты немного погонялся за ним в пологом пикировании... Сел нормально.

...А ранее и инструктора говорили, что вот всё хорошо и хорошо, и вот Вдруг может стать всё плохо (в плане высоты).
Как, блин, можно летать сотни и сотни км... Пока загадка...

28 июня слетали два упр."площадка". В первом управлял и показывал инструктор, во втором - я, под контролем инструктора. Отличие от посадки на аэродром - в выборе "точки прицеливания" на финальной глиссаде. Площадка хоть и учебная и подготовленная - не вся подходящая. Там, где касаются колесом, тормозят, а позже взлетают - растительность скошена. А выравнивание и выдерживание идёт над высокой травой со скрытыми под ней ямами (ходили ногами накануне).

29 июня то же упражнение - контрольное. Инструктор вмешивается только в крайнем случае.
Вот взлёт, набираем высоту (нужно 1000м), и попали на полдороги к площадке в вечерний поток - на вариометре +4 вместо +2 м/с в среднем...

Днём, при сильной термичности можно отцепиться в потоке раньше достижения "стандартных" 1000 м.
До этого полёта я днём отцепился на 500 м. Буксировщик отозвался "...Смело!!..."
Раскрутился и ушёл только через 10 мин центровки редких пузырей. Буксировщик через некоторое время поинтересовался моим местонахождением. Говорю: "на СЗ от "точки", высота 1000".
Буксировщик: " Молодец!".
Видимо не был уверен, что я выкручу...

...Возвращаюсь к описанию контрольного полёта к площадке:
После входа в тот вечерний "пых", инструктор говорит: " Поток".
Я спрашиваю: " Отцепляться?"
Инструктор Анна что-то сказала... из-за шума ветрового напора и мотора буксировщика я ответа не расслышал и... отцепился.
Анна: "Зачем?", потом "ну, давай ищи поток!".
Потока нет, снижаемся в сторону площадки... Анна, испытывая мою реакцию: "Что будем делать?"
Я оглянулся - аэродром ближе, но это - капитуляция... Смотрю на площадку впереди по курсу: "По-моему, мы долетим".
Инструктор: "Посадка с ходу, по прямой?"
(а положено делать два прохода: с 600м, и второй заход с 300 - финальная коробочка).
"...Ну, давай, попробуй!"
Лечу к площадке, просматривая на вариометр, и немного доворачивая в тот край, где его стрелка показывает чуть меньшее снижение.
(Парапланерный опыт же не бесполезен!)
Долетели до площадки на 300 м, и сразу - "коробочка".
Сел норм., хоть и не без замечаний - вышел на выравнивание без запаса скорости на самое начало скошенной полосы.
Прилетел буксировщик, прицепились, взлетели (без выпускающего - консолью крыла скользя сначала по земле).
На докладах РП запутался,..
Но хоть на аэродром сел плавно и мягко, даже удостоился одобрения инструктора...
В-общем, не без "косяков", но упражнение "сдал".
Дальше будут самостоятельные одиночные "площадки".

1 июля. Выполнил контрольную и самостоятельную "площадки".
Чтой-то самостоятельную выполнил спокойнее, чем с инструктором.

2 июля. Сегодня освоил новый тип планёра - Smyk PW-5
По сравнению с Блаником - "бешеная табуретка".
Качество побольше ненамного, но гораздо более чуткий и резче отзывается.
Первые полчаса летал "на нервах". Труднее удерживаться в спирали, пока не привыкнешь. Устал так, что в полёте стало рубить в сон...

3 июля, во второй день, летал на нём уже спокойно. Ручку держал тремя пальцами, как джойстик.

5 июля собирались на маршрут - не было условий. Сегодня собрались - подошла огроменная грозовая туча...
Гроза накрыла весь аэродром.

6 июля. Полетал на PW-5 при низкой базе (800...900). Против ветра шёл под облаками почти без спиралей, иногда под крыло поддавало весьма сильно (немного можно представить КАК может подавать в грозовой туче...).
Потом высоты вдруг 600 м - высота принятия решения. Оглянулся - а аэродрома не видно. Миг беспокойства, ищу возможные площадки, и, с разворотом на аэродром, ищу хотя бы нолики...
В первых попавшихся начинаю крутить. Ветер слабый, и к аэродрому почти не сносит. Осматриваю окрестности, пока высота не уменьшается. Вижу в стороне пыль, поднятую трактором - она не стелется, а поднимается, не столбом, но идёт вверх.
Перелетаю в ту сторону, там 0...0,5 м/с.
Набрал постепенно до 700 м. Узрел аэродром - ставлю триммер РВ на экономичную скорость. Подлетаю к "точке" на высоте 400, делаю проходы в разные стороны - кругом минуса.
Строю коробочку с высоты 300м. Надеялся на подъём около третьего разворота - но при южном ветре его нет.
Захожу на посадку нормально и сажусь. 45 минут. На сегодня достаточно.

7 июля весь день заполняли лётную книжку, за все полтора месяца полётов. Так, чтобы это было юридически правильно. (Труднее, чем летать. Первый экземпляр запорол, а поправки - низзя)
Особо спасибо Анне (первый инструктор) - без её помощи книжка была бы "не легитимной", или как там у крючкотворов...
А свидетельство пилота-планериста сейчас опять (и тоже) нигде не выдают...
Но вот с этой книжкой могу летать в любом планёрном клубе РФ.
Анна мне сказала, что столько допусков (к различным упражнениям КУЛП) за такое короткое время, как у меня, не было ещё ни у кого (в этом клубе)...

11 июля. Я дома..
Исполнилась мечта,..
уезжать было грустно, как в детстве из пионерлагеря, где познакомился и расставался с новыми хорошими людьми...
А с полётами - раз-два в году (до заслуженного отдыха от работы) можно будет подлётывать в отпуске.


Так и пролетели два года обучения за полтора месяца...

Фотоотчёт смотрите в разделе "Фотоальбом полётов"


Назад