Полёт в термодинамике или воздушная карусель (Коктебель-2002)

Отчего не все люди летают?
Катерина, учлёт

В сентябре в Крыму, под Феодосией, около Планерского состоялись соревнования по парапланеризму "Коктебель-2002" . В них принимали участие пилоты стран СНГ, которые соревновались в скорости прохождения заданных маршрутов, посадке на точность приземления и т.д. Дальность полётов - несколько десятков километров, высота - несколько сотен метров, длительность - несколько часов. От Нижегородской обл. была представлена команда г. Сарова, которая пользовалась поддержкой городской администрации (их спотртсмен занял первое место). Нижегородский парапланерный клуб и Арзамасский клуб "Мираж", держащиеся лишь на энтузиазме самих пилотов, по материально-техническим причинам мог только мечтать об участии в этом красочном шоу. Полёты хотя и состоялись, но вне конкурса. Зато какие были полёты!

Гора Узун-Сырт - это длинный (7 км) хребет, протянувшийся с востока на запад. Высота южного склона 180 м, северного - 80 м. Западная оконечность отклоняется к югу, образуя "ложку", в которой при юго-восточном ветре образуется мощный восходящий поток.

Вот один из лётных дней:
Утро, на траве - роса, лёгкий южный ветер. Приношу на старт параплан (MUSE-28), расстилаю купол, проверяю стропы, прицепляю подвесную систему и надеваю шлём. Пилоты, участвующие в соревнованиях, собираются на "брифинг", где им ставится задача и цели. Постепенно ветер усиливается, я надеваю подвеску, выполняю предполётный осмотр и, лёгким натяжением лямок стропной системы, поднимаю купол над головой. Силы ветра уже достаточно, чтобы крыло само парило надо мной. Небольшой разбег - и я в воздухе. Сразу после отрыва разворачиваюсь и лечу вдоль склона, в области динамического восходящего потока. Солнце закрыто облаками, прогрева нет, поэтому высота полёта невелика. Управляя клевантами, хожу "восьмёрками" на высоте 30…40 м над уровнем старта. 15-я минута полёта. Внизу спортсмены раскладывают купола, готовясь стартовать. Взлетают ещё несколько внеконкурсных пилотов. Слежу за направлением ветра по "колдунчикам" - полосатым матерчатым чулкам. Ветер, усиливаясь, доворачивает, становясь юго-восточным, поэтому решаю перелететь в "ложку", за 3 км от старта. Высота - 70 м. Облака редеют, и начинается прогрев. Внизу, в долине поблёскивает полувысохшее солёное озеро Караголь. С его берегов срываются первые термические пузыри. Они невидимы, но ощущаются, как резкие порывы ветра снизу. Высота меняется с 70 до 100, со 100 до 80 м - это термическая турбулентность. Полётное время 30 мин. С прогревом пузыри увеличиваются в объёме и сливаются. Эти термики отклоняются ветром, и около склона вместе с динамиком образуют широкую область восходящего потока. Тряска уменьшается. Набираю высоту спиралями; 120, 150, 200 м. Я летаю уже час. Стартующие спортсмены перелетают сюда.

Постепенно в "ложке" собираются 25 участников соревнований и 10 внеконкурсных пилотов. Границы этой стаи парапланов - по высоте от 100 до 350 м и 150 м в диаметре. Пилоты внимательно наблюдают друг за другом. Если соседа поднимает - доворачиваешь туда; просаживает - отворачиваешь в сторону. Аппараты расходятся на встречно-параллельных и пересекающихся курсах иногда на расстоянии несколько метров - меньше размаха параплана! Оказавшись в середине области парения, видишь вокруг себя, сверху и снизу разноцветные купола. Это красиво, но появляется реальная опасность столкновения. Поскольку запасного парашюта у меня нет, решаю покинуть "ложку", и направляюсь в долину. Время полёта 1 ч 30 мин, высота над уровнем старта 250 м. Со стороны кружащийся столб парапланов напоминает стайку ярких тропических рыбок. Постепенно спортсмены, набрав ещё сотню метров, уходят на маршрут - на Феодосию.

С прогревом долины и склонов к метеоветру добавляется морской бриз. До моря по прямой 5 км, его хорошо видно. Я уже вышел из области динамического потока и набираю высоту в термиках. Слежу за птицами - они лучшие указатели "лифта" (подъёма). Потоки становятся более широкими, и турбулентность слабеет. Пара оборотов спирали, протяжка против ветра, чтобы не сдуло за гору. С усилением ветра оставшиеся пилоты постепенно идут на посадку. Я возвращаюсь в "ложку". Спирали заменяю восьмёрками, время полёта 2 ч, выигрыш высоты 350 м.

Через некоторое время ширина манёвров уменьшается, аппарат относительно земли замирает - это скорость ветра сравнялась со скоростью планирования. Т. к. идти на маршрут я не намеревался, пора приземляться. На старте, из-за эффекта конфузора на перегибе склона, скорость ветра увеличилась так, что ни взлететь, ни сесть уже нельзя, поэтому решаю садиться в долину. Выжимаю ногами акселератор (приспособление для изменения угла установки крыла и увеличения скорости). Подо мной проплывает береговая линия озера Караголь, его поверхность пускает в глаза солнечные зайчики. Полётное время 2 ч 20 мин. Высота над линией старта 400 м, а по вертикали - 600 м.

Как тут сесть? Поднимает практически везде! Значит, как учили: захватываю крайние стропы первого ряда и, натягивая их, складываю "уши" (концевые части крыла) и выжимаю акселератор до упора. Повороты выполняю переносом веса в подвеске. Лечу вдоль склона горы к старту. За мной идёт пилот на синем "Прокси" (Сергей, привет!), больше в воздухе (не считая птиц) никого нет.

На старте стоят зрители. Я снизился до их уровня, до перегиба склона 200 м, подо мной 180 м. Высота тает слишком медленно, тонкие стропы режут пальцы так, что жалею об отсутствии перчаток. Попробуем по-другому: отпускаю стропы - "уши" параплана с шелестом разворачиваются - и плавно втягиваю лямки второго ряда. Крыло прогибается по всему размаху - это "В-срыв". Скорость снижения на этом режиме достигает 10 м/с, важно успеть выйти. Пробую это дважды: на высотах150 и 80 м. Когда на второй раз отпускаю В-ряд, а крыло возвращается в нормальный полёт (что бы вы думали?) неожиданно начинается набор высоты. Внизу, с наветренной высоты, виноградники, с них срываются тепловые пузыри, увеличивается тряска - на малых высотах термическая турбулентность заметнее. Опять складываю консоли, и вот фокус - высота продолжает расти: 70, 80, 90м! Снова за В-ряд ломаю форму купола, падаю до 30 м, и когда режим полёта восстанавливается, складываю "уши". Перед посадкой их отпускаю и, как только ноги касаются поверхности, резко разворачиваюсь и заваливаю купол, чтобы не потащило по земле. Всё. Это был мой второй полёт в термиках, он продолжался 2 ч 40 мин. Я был горд, что изучил теорию и сумел применить её на практике. Через неделю очередной из полётов длился более 3 часов, летать можно было с утра до вечера, другой пилот летал без посадки 6 ч 15 мин!!!

Сергей Рюмин

Назад
Hosted by uCoz